Александр Тулес – архитектор, руководитель частного архитектурного бюро, правнук личного фотографа Горького и Сталина и разработчик кошерного архитектурного орнамента и дизайна. О том, как проходил процесс возвращения в лоно иудаизма и почему еврейский дизайн интерьера будет интересен многим – в нашем интервью.
-Ты всегда знал о своём еврействе?
-Да, тем не менее, ни о каких традициях в семье не могло быть и речи. Мои прадеды были партийными работниками. Например два моих прадеда: Соломон и Александр Иосифовичи Тулес (в честь последнего я был назван) были знаменитыми фотографами. Снимки пейзажей Москвы авторства Соломона публиковались в ведущих советских газетах, а Александр работал личным фотографом Берии, Горького, Сталина. Мой дедушка рассказывал, как будучи ребёнком, помогал своему отцу ретушировать следы оспы на лице Сталина.
-Как выглядела «дофотошопная ретушь»?
-Негатив фотографии клали на специальный проектор, отображавший изображение на стене, и маленькой кисточкой закрашивали недостатки. А позже уже отправляли в печать.
Дед работал одним из главных фотографов газеты «Правда», по совместительству помогал нашей разведке делать поддельные паспорта и документы. Он был всецело предан Советскому союзу и коммунизму. Настолько, что даже после командировки в США, центр фотографии того времени, для повышения квалификации, вернулся на родину и не любил Америку до конца своих дней. Возможно, причиной стало то, что попал он туда в разгар Великой депрессии и всеобщего обнищания. Дедушка показал мне однажды фотографию, на которой изображены стоящие в ряд сотрудники ВЧК, а с ними – его отец, мой прадед.
Второй прадед был заместителем наркома просвещения по всем вузам РСФСР. Конечно, неудивительно, что в такой, приближенной партии семье, соблюдать традиции, да ещё и еврейские, никто не рисковал. При этом в семье в качестве шутливых пословиц и присказок активно практиковался идиш, а на стол частенько подавали то латкес, то форшмак, то «уши Амана». Моя бабушка до сих пор любит ввернуть пару-тройку поговорок на идише.
-С чего началось возрождение еврейства в твоей семье?
-С мамы. Когда ещё еврейство в России тщательно скрывалось, существовала организация, спонсировавшаяся «Джойнтом» – «Баним банот». Что-то вроде «Сохнута» тех времен. У меня до сих пор сохранилась брошюра, где, на главной страничке, изображена моя мама, слушающая лектора…
Покидая этот мир, мама попросила, чтобы меня отдали в еврейскую школу. Так я с 1 по 11 класс учился в еврейской атмосфере в школе #1311.
-Ты знаешь происхождение своего фамилии?
-Всегда думал, что это от профессии моих предков в Киеве – золотошвейщиков, которые шили посольские мундиры, а начинали они свое ремесло с талитов, в ашкеназском произношении- «талесов». А недавно выяснил, что вероятнее всего, происходит она от имени Нафтали.
-Как ты попал в МЕОЦ?
-Впервые я пришёл сюда, когда учился на втором курсе университета на архитектора. Друг порекомендовал мне МЕОЦ в качестве тренажёрного зала, намекнув, что пора крепчать. В Центр я ходил только ради качалки, а в синагогу даже не заходил.
-Что подтолкнуло тебя зайти в синагогу?
-Любопытство. Потом друзья посоветовали изучать Тору. А далее Вс-вышний дал мне Знак. Он помог мне встретить чудесную девушку. Когда это произошло, я почувствовал, будто высшая сила бьёт меня по голове и говорит: «Вот я, вот я». Столько совпадений не происходит просто так в один момент. Было такое ощущение, как будто мне кто-то свыше сотворил её персонально в пару.
После этого всё и началось. Я начал ходить на «Евростарс», в прошлом году мы ездили в Испанию. Сейчас я хожу не только на 7 этаж в молодёжный клуб «JeWeLL», но и на серьёзные уроки по хасидиту с раввином Йонатаном Фельдманом. Стараюсь посещать не только хасидут, но и микву, молюсь по утрам. Сейчас стремлюсь к соблюдению Шабата, постепенно устрожаюсь в кашруте.
<em>Жилой дом в Мытищах</em>
-Выбор профессии, вероятно, связан с художественным видением мира, доставшемся от дедов?
-Отчасти, да. Я всегда увлекался рисованием и изобразительным искусством. Перед поступлением я посоветовался со своим дядей, театральным режиссёром, который и посоветовал мне архитектурный факультет. По-настоящему я осознал, что хочу связать жизнь с архитектурой, только когда учился на 3-м курсе. Тогда меня и «накрыло».
-Почему так поздно?
-Мало, кто в процессе обучения с самого начала понимает, что такое архитектура, и в чём заключается работа архитектора.
-В чём же?
-Архитектура – это не просто чертёж или макет. Не просто красивая картинка.
Если говорить про здание, да и вообще, о чём угодно, архитектура – наука о грамотном функционировании пространств с точки зрения человека. Как грамотно к нужному пространству подвести людей? Как грамотно их вывести как в рядовом случае, так и в экстренном? Как сделать здание удобным в эксплуатации и приятным как внешне, так и внутренне? Как увязать вместе конструктивную прочность и инженерную функциональность?
Любой здание состоит из массы различных аспектов. Водопровод, канализация, воздухообмен, электрика, система отопления, охраны, балки, колонны. Всё это должно быть связано между собой и выглядеть … я уж не говорю «красиво», а чтобы просто не раздражало. Для того, чтобы всё слаженно функционировало и выглядело при этом гармонично, и нужен архитектор. Если речь о ген.планах, то тут мыслить надо ещё глобальнее, поскольку организуешь пространство на гораздо больших территориях.
-Ты занимаешься исключительно экстерьерами?
-Я учился именно на архитектора зданий, но за интерьеры я тоже берусь. Мне это и нравится, у меня это получается. Сейчас я увлекся изучением, если так можно выразиться, «кошерного фэн-шуя».
В Талмуде есть определённые правила построения интерьера. Не то, чтобы они явно прописаны, но они есть. К примеру, для соблюдающих кашрут, удобней иметь разделённую кухню. Чистоту семейной жизни легче соблюдать, имея в спальне дополнительную кровать или спаренную, которую можно раздвигать на две части. Спальня изначально должна быть немаленького пространства, чтобы соответствовать расстоянию, прописанному в Талмуде. И дизайн, разумеется, немаловажен.
Начав изучать Талмуд, я подумал, что, наверное, найдутся люди, которые захотят сделать себе такой интерьер. Моим дальнейшим шагом стало стремление узнать, как выглядит архитектура иудаизма в целом.
-Как же выглядит еврейская архитектура?
-К моему разочарованию я узнал, что такой архитектуры не существует.
-В чём же причина?
-У нашего народа всегда отсутствовала уверенность в том, что «мы здесь надолго», отсюда и сомнения в том, что архитектура выстоит. Это объяснимо. Но что меня поразило больше всего – не просто отсутствие традиционной архитектуры, а вообще какой либо национальной орнаментальности. И это действительно странно. Мы – народ книги. Мы можем в один миг собраться, оставить свои дома и взять с собой в другую страну только книги. При этом в нет практически никаких орнаментов. Интеллектуальная собственность мобильна. И можно было бы придумать что-нибудь своё.
По сути, даже коренных еврейских символов кроме меноры, нет.
Иудаизм – религия, перенасыщенная символикой. У нас есть не просто пул растений, связанных с Торой, а целый пласт. Каждое растение что-то означает, каждое животное в Талмуде имеет характерные признаки, сочетающиеся с человеческой душой. Собака – преданность, ворон – чрезмерная жестокость. Несмотря на это, еврейское изобразительное искусство отсутствует.
-На что повлияло это открытие?
-Я взял на себя смелость создать некую ордерную систему, стилистику, которая была бы гармонична внутри иудаизма. Это смело и, возможно, ничем не закончится. Но это безумно интересно.
Сейчас я активно изучаю символику растений и делаю наработки орнаментов, продумывая, где их можно применить.
Это может оказаться весьма интересным и для масс, особенно сейчас, когда иудаизм набирает обороты. На данный момент иудаизм – единственная религия, настолько радикально проповедующая традиционные семейные ценности в противовес всему миру, отошедшему от классического понимания отношений между мужчиной и женщиной. Многим людям, наверняка, хотелось бы иметь в гостиной не диванную группу перед Экран Экранычем, а серьёзную красивую библиотеку и большой стол для трапез. Именно этого не хватает миру.
-Это, если речь идёт об интерьере. Если же говорить о внешнем облике зданий, чем «еврейская архитектура» может выделяться?
– Единственное, на что я бы обратил внимание, это то, что, для некоторых семей было бы неплохо иметь в своём доме выход на открытую террасу на случай Суккота, чтобы построить сукку. Больше никаких строгих регламентов нет. Всё упирается в стилистику. Я думаю, многие хотели бы показывать друзьям свой дом, украшенный орнаментом и объяснять что он выбран не просто так, а несет дополнительную смысловую нагрузку с точки зрения Торы. Приведу мой любимый пример: инжир, он же смоковница– символ цниюта, то есть скромности. Ведь именно это была первая одежда людей. Но, как я уже говорил ранее – увы, еврейский стиль отсутствует как таковой. Второй храм – пример шумерской архитектуры, в другие времена преобладали греко-римские ордера и традиции, в Испании синагоги строились в мавританском стиле, в Италии преобладал классицизм, и так далее. Опять же, исторически сложилось так, что большинство синагог не имеет смыслового насыщения в декоре.
-В МЕОЦе вы с друзьями недавно начали читать курс лекций «Как построить кошерный дом?». О чём идёт речь на занятиях?
-Мы рассказываем об алахических предписаниях, касательно планировки жилища и об инженерных и строительных технологиях, основных функциональных правилах планировки, типоразмерах мебели, дизайнерских и архитектурных стилях. Так же мы затрагиваем строительные материалы, стройку с точки зрения организации процесса, юридические тонкости согласования проекта. В целом, в нашем курсе лекций мы позволяем слушателям виртуально погрузиться в интереснейший процесс строительства. Ведь на каждом еврейской мужчине лежит обязанность построить дом, родить сына и посадить дерево! Но большинство людей к стройке относятся недостаточно серьёзно. Многие думают что главное – найти рабочих. Или, ещё лучше – купить готовый дом под сборку. Стены ж возвести – это любой может. В реальности же всё намного сложнее. Именно поэтому я начал свою лекцию с аналогии с часами. Часы – сложнейший механизм, работающих в любых условиях с неизменной точностью. Только ты не надеваешь его на руку, а находишься в нём. Он работает постоянно, ежесекундно для поддержания твоего комфорта. Всё, что происходит в его стенах – сон, игра, работа, приготовление пищи – всё это должно происходить с комфортом для жильцов. Современный дом должен давать человеку высочайший уровень комфорта, и помимо этого – быть конструктивно устойчивом, тепло-, шумо-, влагозащитным, функционально удобным и, наконец, красивым.
Многие строят дома, не зная тонкостей, и через несколько лет начинаются мелкие ремонты. А вскоре – уже немаленькие. Грамотно построенный дом не беспокоит своих хозяев вообще минимум лет двадцать. Мы хотим, чтобы наши слушатели знали, как построить такой дом. На чём можно сэкономить, на чём – ни в коем случае, сколько времени занимает постройка, какой бюджет отвести на строительство, и как сделать то, что не попортится через год-другой.
-Над какими проектами ты работаешь сейчас?
– На данный момент мы проектируем небольшой квартал таунхаусов, коттеджный посёлок, недавно приступили к очень необычному проекту кафе.
-Что ещё делаешь помимо работы?
-В последнее время все мои интересы строятся вокруг архитектуры и дизайна. Работа приносит мне удовольствие. Я так же увлёкся тонкостями продвижения, читаю блогеров, пишущих о дизайне. Думаю о создании своего блога об архитектуре, дизайне, в том числе – кошерном.
-О чём ты мечтаешь?
– По жизни – жениться и завести детишек. Хочется большую крепкую семью. Свою команду-банду. Построить себе кошерный дом. По работе – развивать своё арх бюро, продолжать разрабатывать свой стиль. Ну и наконец, каждое утро с радостью открывая глаза говорить «моде ани» и с не меньшей радостью, закрывая глаза произность перед сном «шма».
Кроме этого, мне бы очень хотелось однажды в старости стать преподавателем архитектуры. Не знаю, какой именно дисциплины – проектирования, теории искусств. Но однозначно – детям. Дети тоньше чувствуют реальность, а прививать чувство прекрасного надо с малых лет.
-Что ты можешь пожелать евреям, не дошедшим до синагоги?
-А куда ещё? Где ещё тебя действительно поймут? За тобой генетически стоит огромный пласт традиций. Ты – носитель этой истории, этой культуры. И эта часть тебя –история твоих предков – будет сама вести тебя к своему народу и своему Б-гу.
Больше информации об архитектурном бюро Александра Тулеса здесь:
Беседовала Штерна Сара Белькина