Знаете ли вы, что любимую жену, музу Марка Шагала, черты лица которой легко узнаваемы во многих полотнах звали Белла? Именно в честь неё, Беллы Розенфельд-Шагал и назвали девушку, с которой мы беседовали. Знакомьтесь – Белла-Ривка Гольдштейн.
С Беллой мы встретились после работы – она работает пресс-секретарём у Президента Федерации Еврейских Общин России. Мы с ней хорошо дружим, поэтому разговор получился очень душевным и весёлым.
– Белла, расскажи пожалуйста, с чего начался твой путь в еврейство?
– Странно судить о пути в еврейство, у меня другого пути никогда не было. Я родилась в Туле, и сколько себя помню – в моей жизни всегда была община. В детстве мы посещали семьей общинные мероприятия, праздники, меня водили в воскресную школу, дома мы ежегодно собирались на пасхальный седер, а на хануку я получала свои хануке гельт, которые тратила на красивые ручки и тетрадки.
Я всегда знала и интересовалась историей своей семьи, помню, как писала сочинение в седьмом классе про прадедушку Моисея Фишмана, погибшего на Войне и похороненного на братской могиле под Одессой. Бабушка Фаня (его дочь, папина мама) рассказывала про эвакуацию, про трудное страшное время, которое пришлось пережить ее семье. Обоим моим дедушкам – Льву и Григорию удавалось совмещать партийную и еврейскую жизнь. Еврейство у нас никто не скрывал. Дедушке Льву даже посвящена глава в книге «Евреи Орловщины», не так давно изданной орловской общиной. Там интересно был описан случай со слов дедушкиного одноклассника, как однажды на уроке им преподаватель сделал замечание о том, что они мешают, а дедушка встал и в полный голос спросил: «Был ли Маркс евреем?» Я ходила в воскресную школу в Тульской синагоге, ездила в еврейские лагеря, задавала вопросы. Но тогда мои знания оставались очень поверхностными.
Переломным моментом стал переезд моей бабушки в Израиль более 10 лет назад. Когда она в первый раз приехала в гости, то подарила нам подсвечники, зажгла свечи в пятницу вечером и твердо заявила, что мясо с сыром есть не станет. Сегодня я стараюсь изучать историю и традиции еврейского народа и подхожу к этому куда более осознанно. Я понимаю, что каждый шаг в иудаизм – это новая ступень духовного и нравственного развития. Не знаю ли, можно ли так говорить, но вкус жизнь становится другой, обретается новый смысл во всем: в мыслях, поступках, решениях, взаимодействии с людьми.
– Как ты впервые пришла в МЕОЦ?
– Я живу в Москве уже 7 лет, с тех пор, как поступила в университет. Каждый год я заходила в МЕОЦ на молитву в Йом-Кипур. Но отсчёт я веду с 2014 когда , когда вместе с друзьями, с которыми познакомилась на ТАГЛИТе, вступила на порог еврейской общинной жизни. И поняла, что это я искала в юношестве.
Община – это замечательная концентрация из образования, хороших людей и духовности. Наверное, именно это я и искала, и смогла тут найти. Здесь я встретила замечательных людей, и, конечно, очень многому научилась. Община – очень важный институт в жизни еврея. И, если говорить о семи этажах МЕОЦа, то, подобно тому, что евреи читают с права на лево, я вначале забралась на седьмой, где располагается Jewell Club под чутким руководством Михоэля Ставропольского.
Jewell – это такой кластер возможностей еврейской жизни для молодых евреев. Здесь постоянно происходит что-то запоминающееся или смешное. Как-то мы подругой долго путали двух членов общины внешне немного схожих и с одинаковым именем, мы долго были уверены, что это один и тот же человек. И это только одна забавная история из сотен, которая произошла со мной в стенах МЕОЦа.
– Белла, чем ты занимаешься, кем работаешь?
– Я закончила факультет психологии, и, пусть я работаю не по специальности, это мне очень помогает. Сейчас пишу магистерскую диссертацию по направлению Связи с общественностью и работаю в сфере, которая мне очень важна и близка. И это делает меня очень счастливой. Я очень люблю путешествовать, и, те, кто знают, наверняка могут подтвердить – если пятница вечер или дни еврейских праздников проводишь вне Москвы, начинаешь искать общину. В последнее время мои поездки часто выпадают на еврейские праздники. И для меня очень важно найти в любом уголке планеты синагогу, общину и людей, чтобы провести праздничные дни в соответствии со всеми традициями. Что помогает – сайт Chabad.org, где написаны адреса и контакты общин, а также время зажигания свечей по всему миру, группа на Facebook «Гости на Шабат» и Couchsurfing, где по «говорящим» фамилиям можно вычислить тех, кто с удовольствием отведет тебя в общину в любом городе мира.
– Расскажи, пожалуйста, про своё имя. В честь кого тебя так назвали?
– Меня назвали в честь жены художника Марка Шагала Беллы Розенфельд. Имя Белла носила и моя прапрабабаушка. Совсем недавно на Рош аШана я взяла себе ещё еврейское имя (спасибо раввину Йосефу Херсонскому) – Ривка в честь одной прекрасной женщины Ребекки, которая также вдохновляла своего мужа на свершения.
– Что ты можешь сказать людям, которые только начинают ходить в МЕОЦ или посоветовать?
– Я считаю очень важно чувствовать себя частью общины, для этого, на мой взгляд, необходимо приносить общине пользу. У всех нас разные возможности, а помогать можно не только финансово (не считая, конечно, обязательной десятины). В общине масса структур, подразделений, клубов и, думаю, в период запуска новых проектов или перед праздниками всегда нужна помощь волонтеров. Это поможет, прежде всего, найти свое место в общинной жизни и завести новые знакомства. Более того, существует и неформальное еврейское образование, вне общины.
Сейчас в «Современнике» идет спектакль «Враги: история любви» по Исааку Зингеру. Меня очень тронула постановка. Мне очень понравилась книга Аниты Диамант «День после ночи» о судьбе еврейских девушек из Европы, переживших Холокост и переехавших на Святую Землю, на месте которой еще не было государства Израиль. Перспективы пугали, было страшно, но желание построить собственное еврейское государство и вера во Вс-вышнего помогли.
Еврейская самоидентификация для еврея, с одной стороны, вопрос личный. Это наше отношение со Вс-вышним. Но именно община, разговоры с раввином помогают построить эти отношения, очень важные для нашей жизни.
Штерна Сара Белькина