Юра Гершман – музыкант, гитарист проекта “Miss M”, участник отборочных туров Евровидения и других конкурсов. Сейчас Юра занимается открытием школы искусств в Цюрихе и планирует вместе со своей девушкой продолжить музыкальную карьеру в Швейцарии. О себе и о своём пути в еврейство – в нашем интервью.
-Как ты узнал о том, что ты еврей? Расскажи о своём семье.
-Начну с того, что родился я в Рыбинске, в Ярославской области, откуда родом и братья Шенки – основатели Голливуда. Я учился, профессионально занимался теннисом, радовался жизни и ни о чём не подозревал. Происхождение своей фамилии я связывал с немцами. До того момента, как в 14 лет в лагере ночью мы не рассказывали с ребятами друг другу страшилки. Один мальчик начал свою историю очень загадочно: “Живёт на свете один народ – евреи. И они едят детей…”.
Вернувшись домой, я побежал к маме и спросил, правда ли это? Тогда она поняла, что пришло время рассказать. “Юра”, – сказала она.
-“Ты еврей, пошли есть детей”? :))
-Нет, конечно . (Смеётся). “Юра, ты еврей. Но никому не говори об этом”.
Я принял это просто, как дополнительную информацию, с которой прожил до 21 года, пока в Казани не познакомился в баре с девушкой с интересной фамилией Сонц. “Я еврейка”, – объяснила она. Я сказал, что я тоже. Девушка обрадовалась и пригласила меня на Шабат в синагогу. Еврейством я проникся сразу. Просто понял, что это правильно, когда евреи общаются между собойи узнают о своих традициях. Потом вдруг выяснилось, что одна из моих ныне живущих бабушек втихаря ходит в синагогу и получает талоны на продукты в местном Хеседе.
-Как родители отреагировали на твоё новое “увлечение”?
-Мама восприняла мои походы в синагогу в штыки. Папа отнёсся спокойней, сказав, что я уже взрослый человек, который сам разберётся, что ему нужно. Он и в моей юности не ругал меня за длинные волосы и увлечение роком, списывая это на возраст. Мама же очень боялась, что меня может кто-нибудь избить за национальность, унизить, обидеть. Она – настоящая гиперзаботливая Аидише мама. Постепенно она успокоилась, увидев, что по пятницам я возвращаюсь домой не с рок-концерта, а из синагоги, при чём сытый. Так она пришла к выводу, что ничего плохого в еврействе нет, хотя до сих пор настороженно относится к религиозным, как любой советский человек.
-Как ты попал в МЕОЦ?
-Окончив Казанский университет культуры и искусств, я решил переехать в Москву. Здесь намного больше возможностей для развития в музыкальной сфере. Приехав, я в первый же день полез в интернет, чтобы узнать о местных еврейских местах. Первым же результатом поиска была ссылка на сайт Московского еврейского общинного центра. Я прочитал о молодёжном клубе “Jewell” и почти сразу пришёл сюда. Михоэль Ставропольский только начинал свой проект. У “Jewell” не было своего помещения: мы ютились между лестничными пролётами и кабинетами, а если вдруг везло – в ресторанах на первом этаже.
Больше всего меня поразило что Михоэль – религиозный человек с бородой и в шляпе – читает рэп! В Москву я приехал с гитарой, и мы почти сразу начали играть вместе. Мы сочиняли песни, выступали на праздниках, в том числе на юбилее раввина Берла Лазара два года назад. Благодаря МЕОЦу я начал ощущать себя в чужом городе своим. Москву я узнал и полюбил через призму еврейства.
-Чем ты занимаешься сейчас?
-Моя основная деятельность – музыка. В 2012 году был создан англоязычный проект Miss M, солистка которого – певица Анастасия Урсу, являющаяся моей второй половинкой. Настя исполняет песни в стиле PopHouse, Indie Dance, Euro Dance. Песни мы пишем сами, хотя делаем “каверы” и на известные композиции. Познакомились мы, когда Настя искала гитариста в свою группу, так что прежде чем стать моей девушкой, она стала моим работодателем. Miss M очень популярна в Румынии, где мы жили какое-то время. В этом году мы почти прошли в финал в отборочном туре по Евровидению, нам не хватило совсем немного голосов, чтобы поехать на конкурс. Настя участвовала и во всемирно известном шоу “X-фактор”, месяц жила в студийном доме, я только мог поддержать её в полуфинале. В Румынии её теперь узнают на каждом углу.
-Тебе понравилось там?
-Впечатление очень двоякое. Страна одновременно в Евросоюзе и нет. Мы жили недалеко от еврейского района Бухареста, одного из самых престижных. Город поражает своей красивой архитектурой и богатой историей. Но многие евреи, к сожалению, уехали после вступления Румынии в Евросоюз.
-Почему вы поехали на конкурсы именно в Румынию?
–Во-первых, Настя знает румынский язык. Во-вторых, Румыния – трамплин в Евросоюз через Италию, Францию. Популярный певец Дан Балан, например, вышел из Молдавской группы “O-Zone”, которая пела на Румынском.
-О, помню её. В детстве я была «влюблена» во всех трёх солистов одновременно!:) Юра, я знаю, что вы принимали участие в каком-то проекте в Швейцарии.
-В прошлом году Настя познакомилась с владелицей школы искусств из Лугано – итальянской части Швейцарии, которая предложила ей придумать свой проект. Так мы разработали вокально-театральный мастер-класс: наняли педагогов из Москвы и Милана, набрали местных детей из Лугано, которые, кстати, почти все были русскоговорящими, и с пользой для себя и для них провели время! В данный момент я принимаю участие в открытии школы искусств в Цюрихе.
-Какие у вас планы?
-Мы планируем выйти на радио и телевидение, а в дальнейшем – и на международный уровень. С увеличением популярности – гастролировать в Европе. Хотелось бы получить известность и признание, тем более мы пишем на английском. И, конечно, не опускать планку. За 8 лет жизни в Москве Настя не стала такой популярной, как сейчас в Румынии. Пока что мы живём в Израиле, этим летом на израильских теле- и радиостанциях будут звучать песни из нашего альбома. Скоро мы поедем работать в Швейцарию, уже получили трудовые визы.
-Когда ты в первый раз посетил Израиль?
-Впервые я побывал тут с бабушкой. Решение отвезти её на Святую Землю я принял, когда мы отмечали её 75-летие в кошерном ресторане в Казани. Израиле мы познакомились со многими родственниками, о которых до этого я ничего не знал.
-О чём ты мечтаешь, помимо карьерного роста?
-Хочу, чтобы в моей семье сохранялись еврейские традиции, включая Шабат и праздники, и чтобы мои дети и внуки росли евреями. Я искренне желаю, чтобы еврейская община Москвы продолжала быть такой и становилась только лучше. Сравнивая еврейскую жизнь в Бухаресте, Швейцарии и в России, я понимаю, что здесь идеальные условия для нас.
-Что ты можешь пожелать евреям, которые пока ещё вне общины?
-Во-первых, надо помнить о наших многочисленных родственниках и о других евреях, погибших из-за своего происхождения, и подумать, что, может, не стоит прерывать еврейский род на себе. Во-вторых, МЕОЦ – организация, идущая в ногу со временем и которая может быть воспринята любым, даже совершенно светским человеком. Новеньким просто объяснят, какие у него есть варианты развития или времяпрепровождения и просто с радостью примут в свою семью.
Автор: Штерна Сара Белькина