Все знают о кошерных магазинах «Пардес» и «Шефа тов» позади синагоги, но благодаря кому они таковыми являются, задумываются немногие. Знакомьтесь: машгиах Йосеф Ицхак Ушемирский.
– Как начинался твой путь в еврейство?
– В моей семьи традиции не соблюдались, и о еврействе мы не говорили. Я просто жил, ходил в обычную школу и не задавался экзистенциальными вопросами из серии «кто я?» и «зачем я живу?». Благодаря прабабушке я рано научился читать, и моим любимым местом стала библиотека. Неслучайно говорят, что евреи – народ книги. Даже далёкие от религии представители нашего народа становились писателями и учёными.
Однажды в гостях в прабабушки я увидел ханукальный светильник. Каждую Хануку мы зажигаем свечи, так и внутри меня зажглась Б-женственная искра, тлеющая в душе каждого еврея. С той зимы начался мой путь в еврейство. Прабабушка впервые завела разговор о нашем народе, и уже весной я впервые послушал свиток Эстер на Пурим. Всё, о чём говорила бабушка, я воспринимал как должное: у меня не было ни удивления, ни протеста. Я понял, что я еврей и что должен жить по-еврейски. “Я хочу учиться в еврейской школе”, – сказал я однажды. К тому времени из Украинского города Красный Луч моя семья переехал в Ростовскую область – Новошахтинск. Благодаря общине Ростова на Дону, я узнал о Месивте, школе для мальчиков, и в 15 лет я переехал в Москву. Меня не останавливало, ни отсутствие друзей и родственников, ни перспектива жить в огромном городе вдали о родных мест. Меня тянуло к “своим” – к еврейской общине, и я не хотел стоять на месте. Здесь же, в Марьиной роще, я взял себе и еврейское имя – Йосеф Ицхак. Изначально я думал об имени Алон, пока мне не предложили выбрать Довид Йойна в честь погибшего мадриха Месивты. Мне оно понравилось по звучанию, но я остановился на том, что ношу сейчас. Называют меня в основном по первому имени. Предвосхищая твой вопрос, скажу, что моя фамилия пошла из украинского города Ушомир, где жили чернобыльско- гарнистопольские хасиды .
-Куда ты пошёл после «Месивты»?
-Еврейство меня затянуло, поэтому после школы я решил продолжить образование и не нашёл лучшего варианта, как уехать учиться в ешиву «Томхей Тмимим Любавич», другими словами – в раввинскую академию. В ешиве совсем другой уровень образования. Мальчики учатся с утра до вечера, отдаются Торе целиком и полностью. Не все даже соблюдающие евреи готовы бросить всё и целиком посвятить себя учёбе.
Наша ешива находится в подмосковном посёлке Софрино. Можно сказать, прямо посереди леса. Ешиботники часто шутят, что живут «в лесу». На самом деле, это огромный плюс. Во-первых, свежий воздух. Иногда чувствуешь себя в загородном санатории. Во-вторых, молодые люди живут, словно другом мире, в окружении книг. Здесь совершенно другая энергетика, отличная от городской. Представьте, сколько юношей здесь учится, читает и выполняет мицвот ежедневно, приближаясь к традициям.
-На какой вопрос должен ответить молодой человек, чтобы понять – уезжать ему учиться в ешиву или нет?
-Если юноша собирается весело провести время – ешива не вариант. Здесь часто устраивают интересные семинары для ребят из России и стран СНГ, фарбренгены, но, в первую очередь, в ешиву едут за серьёзными знаниями. Кем ты себя видишь после ешивы? – тоже вопрос немаловажный. Если в планах – работа в еврейской сфере, или получение смихи (диплома) раввина – лучшего варианта не придумаешь. Без дополнительной мотивации жить в «лесу» в окружении книг будет скучно и сложно. Распорядок дня в ешиве очень чёткий: ранний подъём, плотное расписание.
Ешива дала мне колоссальный пласт знаний, подарила друзей и познакомила с раввинами, с которыми я до сих пор поддерживаю тёплые отношения. Я проучился в «Томхей Тмимим Любавич» четыре года, пока не понял, что хочу двигаться дальше, работать и получать полученные еврейские знания на практике. Вернувшись в Москву, я начал искать себя: поработал редактором сайта в нееврейской организации, затем следил за архивом в «Хеседе»…
-Как ты стал машгиахом?
-Предложение поступило от моего друга Меира Боженко, секретаря в Департаменте кашрута при Главном раввинате России. Он подошёл ко мне и сказал: «Ты соблюдаешь законы, знаешь алаху и законы кашрута. Не хочешь попробовать работать машгиахом?» То есть я по всем параметрам попадал на должность человека, контролирующего кашрут на кухне. Я согласился.
Моей первой локацией стало молочное кафе «Cake O`Clock» в Афимолле. Я следил за кухней: проверял продукты, зажигал огонь, смотрел, чтобы в заведение не проносили ничего запрещённого. Наличие машгиаха в ресторане – непростое удовольствие, и хозяева решили отказаться от моих услуг. Так я перешёл на другой этап – выездное обслуживание – кошерный кейтеринг. Я приезжал в рестораны и клубы, для того, чтобы следить за кухней, разогревом привезённой еды, посудой. Кейтеринг пользуется большой популярной, позволяя провести кошерный вечер практически на любой площадке.
Сейчас я машгиах двух кошерных магазинов – «Пардес» и «Шефа Тов», мясного кафе в «Пардесе» и молочного кафетерия. Я прихожу на работу к 10 утра, чтобы включить духовки к первым посетителям. В течение дня я проверяю продукты на прилавках: на всех должен стоять экшер, или продукт должен быть указан в списках нашего Департамента кашрута. Я проверяю на наличие насекомых все овощи, фрукты и в особенности зелень. Если мне в руки попадает новый неизвестный продукт, я в обязательном порядке запрашиваю сертификат кошерности в Департаменте или у поставщика. Не потому, что экшеры подделывают– это случается редко, на моей памяти всего пару раз. Дело в том, что в России распространена практика на одном производстве делать партии и кошерных продуктов, под наблюдением евреев, и нет.
Работа в сфере питания, особенно религиозного – огромная ответственность. От меня зависит, насколько кошерно будет питаться еврей, покупающий еду в магазине, в котором ты работаешь. Когда душа человека предстаёт перед Всевышним, и ему в вину ставят то, что он ел запрещённый продукт, он может “свалить вину” на машгиаха, который проверял его еду. Машгиах обязан разбираться во всех экшерах и знать, где о них подробно прочитать. Для нас издают специальные книги, публикуют статьи, за которыми надо следить – кошерный мир не стоит на месте. Иногда ко мне обращаются за советом прихожане нашей общины. Их интересуют не только продукты, но и законы, и я с радостью делюсь с ними своим опытом.
-Как ты проводишь свободное время?
-Я стараюсь вести здоровый образ жизни и несколько раз в неделю обязательно хожу в спортзал. Временами «подсаживаюсь» на сериалы. Один из них – «Штисель», показывающий жизнь ортодоксального квартала Меа Шеарим. Я очень люблю гулять по Москве, заходить на малолюдные старинные улочки с историческими зданиями. Я полюбил этот город, хотя у меня здесь нет родственников.
Одно из моих главных увлечений – Япония. Мне интересна её история, культура. Я не обхожу стороной и другие страны востока, и постоянно читаю китайский блог Касё Гасанова. Около полугода я занимался кэндо – современным искусством фехтования, ведущим свою историю от самурайских техник владения мечом. Цель кэндо – не только победа над врагом, но и воспитание духа воина.
В юности я мечтал стать вирусологом, и до сих пор временами читаю статьи по вирусологии и генетике.
-Что ты можешь посоветовать тем, кто только начинает свой путь в еврейство?
-Пользуйтесь тем, что есть. Интернет – прекрасный источник информации, но оттуда невозможно почерпнуть настоящие бесценные знания, которые могут дать живые люди. Почувствовать настоящий еврейский дух, «идишкайт» вдали от общины невозможно. Пользоваться современными технологиями надо правильно, а начать лучше всего с того, чтобы найти в интернете список синагог своего города и выбрать ту, которая по душе.
Штерна Сара Белькина