На прошлой неделе активная участница в жизни нашей общины Регина вышла замуж. По этому поводу публикуем её историю о том, почему она переехала из Израиля в Москву и “нашла себя” именно здесь.
-С чего начался твой путь в еврейство?
-Я выросла в традиционной горской еврейской семье в Нальчике, поэтому с самого рождения знала о том, кто я. Мы частично соблюдали законы и заповеди Торы, не молились, но наша жизнь была пронизана еврейскими традициями. Мы помнили и старались отмечать все еврейские праздники и по мере своих знаний соблюдали Йом-Кипур.
С первого класса я училась в еврейской школе, которая со временем превратилась в общеобразовательную – в конце 90-х почти все “наши” уехали в разные страны. Мою семью это тоже затронуло и в 6 классе я училась в Израиле,ю. Через год мы вернулись в Нальчик, но к тому времени моя школа уже потеряла статус еврейской и мне пришлось учиться по субботам. Остался только учитель по еврейской традиции и культуре. Детям, учащимся в еврейской школе, учиться и воспринимать традиционное воспитание легче. Оно ложится само, дети, как губка впитывают знания без насилия над собой, поэтому я могу твёрдо заявить, что отдавать своих детей в еврейские учебные заведения крайне необходимо.
После школы я училась в институте Пятигорска, но пять лет назад вновь пришлось уехать по семейным обстоятельствам в Израиль.
-Выходит, ты израильтянка?
-Именно так, я прожила в Израиле пять лет.
-Почему же ты вернулась в Россию?
-В жарком Израиле я не нашла своё место под солнцем. Так как Москва – мой любимый город, я решила переехать сюда, о чём ни капельки не пожалела. И всё же временами я очень сильно скучала по Эрец Исраэль, особенно по Тель-Авиву, где проработала три года.
-Чем ты собиралась заниматься в Москве?
-У меня здесь много друзей, есть дальние родственники. Я просто хотела начать здесь строить свою жизнь, “пустить корни”.
-Ты была участницей проекта ЖЕК – Женская Еврейская Квартира. Как ты туда попала?
-Переехав в столицу, я начала снимать квартиру. Я понимала, что в еврейском кругу в плане общения и соблюдения мне будет намного легче. Это почувствовала и моя подруга Хана Шубаева, сейчас ужа Шаулова, тоже дававшая интервью, и предложила войти в проект. Меня очень привлекли условия: соблюдать Шабат, кашрут и три раза в неделю присутствовать на занятиях. Если кого-то это и оттолкнуло бы, то точно не меня. Некоторые за занятия с раввинами такого уровня платят большие деньги. К нам же они приходили прямо домой, и всё уже было проспонсировано. Здесь я обрела новый дом и подруг, с которыми до сих пор поддерживаю связь – многие из них вышли замуж и создали еврейские семьи. ЖЕК – очень хороший проект. Девушки живут в центре города, получают бесценные знания, кошерно питаются, при чём совершенно бесплатно. Некоторые даже не осознают, насколько это важно и здорово.
Я очень благодарна Илане Ставропольской и Мушке Ямпольской за то, что они всегда уделяли нам внимание и старались всем помочь. Мы все вместе выпекали халы по четвергам – это было очень мило. Рецепт Мушки я использую до сих пор.
-Кем ты работала в Москве?
-Я долго искала себя, пыталась составить график работы с учётом того, чтобы я могла соблюдать Шабат и успевать на уроки в квартире. Всевышний привёл меня в общину, и я устроилась на работу в визовый отдел МЕОЦа.
-У тебя есть еврейское имя?
-Да, еврейское имя я взяла ещё в Нальчике в 15 лет. Оно совсем не похоже на моё обычное – Хана. Тем не менее, оно изначально показалось наиболее звучным и подходящим мне. Правда Ханой меня называют реже, и это не просто так – я чувствую, что Регина тоже моё. Мне комфортно с двумя именами. Во мне есть черты и Регины, и Ханы.
-На прошлой неделе сразу после Шавуота у тебя была хупа… Как ты познакомилась с мужем?
-Шидух нам сделала его родственница, наша общая знакомая. Произошло это совершенно внезапно, когда я уже разочаровалась в шидухах. Я часто ходила на встречи, но никак не могла встретить “своё”… И когда знакомая сказала, что от ещё одного свидания не убудет, я согласилась, ничего не планируя. Всевышний же решил всё иначе. И настойчивость жениха, конечно, сыграла большую роль.
-У вас была традиционная помолвка?
-Да, сосватали меня по всем горским обычаям. Происходит это так. Семьи со стороны жениха и невесты собираются, отец жениха надевает кольцо на невесту и белую косынку, что символизирует принятие девушки в свой дом. Это знак того, что девушку “забрали”.
Наша хупа состоялась в Ашдоде 9 сивана. Мы решили сыграть свадьбу в Израиле ,так как большинство родственников у нас живут там. Самые близкие друзья смогли вырваться в Израиль, другие поддерживали меня на расстоянии. Я сильно волновалась, но все невесты такие!
-О чём ты мечтаешь?
-О большой семье. Именно о большой в полном смысле этого слова: хочу жить с мужем в доме полном детей, двери которого всегда открыты для гостей.
-Где бы ты предпочла жить: в Москве или в Израиле?
-Наверное, всё-таки в Москве. Существует поговорка: “Евреи всегда на чемоданах”. Поэтому я не хочу загадывать. Надо будет – переедем всей семьёй в другой город, захотим – в другую страну.
-Что бы ты пожелала евреям, избегающим похода в синагогу?
-Надо решить, что кому нужно. Кто-то хочет просто помолиться, кто-то пообщаться. Еврею сложно без общины. Сейчас есть и выбор, и возможности, и разные программы. Я думаю, через несколько лет всё равно мы все приблизимся к Торе, просто нужно время.
Я не знаю, где бы я жила, работала и кем стала бы, если бы ни ХаБаД и люди, окружавшие меня на протяжении двух лет. Каждый из них внёс вклад в моё развитие и сделал меня такой, какой я являюсь, за что я очень им благодарна!
Беседовала Штерна Сара Белькина
Удивительная история!
Так непривычно наблюдать, как происходит, что люди из Израиля возвращаются в Россию…
Мне было бы интересно узнать как происходит (складывается) общение у девушек в ЖЕК, ведь не так просто бывает наладить взаимоотношения. Так, к примеру, я слышал, что у МЕКе (мужской еврейской квартире) есть трудности, люди зачастую пренебрегают отношениями, чуть ли не ставят замки к своим комнатам…