Хаима знает любой, хоть раз заглянувший на 7 этаж МЕОЦа в молодёжный клуб «Jewell». Приготовленные им коктейли никого не оставляют равнодушными. А его путь в еврейство не менее интересен.
-Хаим, знал ли ты о своём еврействе?
– Я рос в Подольске. В городе, где еврейской жизни нет. В семье своё происхождение не скрывали, но и какого-то особого отношения ему не придавали. Правда, крестик носить не разрешали, хотя я видел, как все остальные дети его носят, и недоумевал, почему мне нельзя. Когда бабушка репатриировалась в Израиль, я даже не спросил, почему – всё произошло само собой. По настоящему своё еврейство я ощутил тогда, когда мы переехали в Москву, и меня отдали учиться в еврейскую школу «Эц Хаим». Я почувствовал себя не таким как все, хотя совершенно не понимал значения многих вещей. Например ношение кипы воспринималось мной как элемент особенной школьной формы. «Эц Хаим» – религиозная школа, и окружение оказало на меня сильное влияние: я узнал о традициях, начал носить цицит, по своей инициативе сделал брит-милу в 9 лет. Имя я выбрал спонтанно, просто оно понравилось мне по звучанию. Я пытался соблюдать Шабат, при этом многие законы воспринимал не совсем правильно. Я бегал по комнатам, выключал везде свет с криками о том, что нельзя по Субботам пользоваться электричеством. Я понимал, что трогать выключатель – нарушение, но тогда мне казалось, что лучше мы все будем сидеть в темноте. Я постоянно ездил в еврейские лагеря – «Ган Исроэль», «Эц Хаим».
После «Эц Хаима» я перешёл в «Мигдаль Ор». В обеих школах у меня появилось много друзей, с которыми я общаюсь до сих пор. Один из них, Илья Цисин, с которым я учился в «Эц Хаиме», сейчас живёт в Америке, с Б-жьей помощью у него родился ребёнок. Кстати, очень много ребят из «Мигдаль Ора» сейчас ходят в «Jewell Club», а некоторые мои бывшие одноклассники преподают в «Месивте». Там я ещё больше углубил свои знания в иудаизме.
К сожалению, «Мигдаль Ор» закрылся, и в 7 классе я перешёл в технологическую школу «ОРТ». Общеобразовательные предметы преподавались там на очень высоком уровне, чего нельзя сказать о религиозной составляющей. Меня удивляло, что мальчики и девочки учатся вместе, никто не носит кипы. Первое время я продолжал соблюдать, но снова окружение оказало на меня сильное влияние, только теперь в худшую сторону – я снял и кипу, и цицит.
В 8 классе я вовсе ушёл в обычную светскую школу, чтобы подготовиться к институту, сделав упор на нужные предметы. К тому времени я уже не ходил в синагогу и совсем скатился духовно.
-Куда ты пошёл учиться?
-Я поступил в Московский государственный университет дизайна и технологий. Кстати, со мной на курсе учились ребята, которых я позже встречал в МЕОЦе.
По специальности я инженер-технолог лёгкой промышленности, но работать в этой сфере не думал и не думаю, планирую начать что-нибудь своё.
-Поменялось ли отношение к еврейству в твой семье?
-Да. После переезда в Москву, родители стали ходить в синагогу по крупным праздникам, попытались привнести традиции в дом, хотя особо и не углубляясь в тонкости: в Хануку зажигали сразу все свечи, в Песах ели мацу, при этом хлеб не выносили.
-Как ты попал в Московский еврейский общинный центр?
-В 10 лет мама решила отдать меня на хор и не нашла лучшего варианта, как привести в МЕОЦ. Она мечтала, чтобы я, как прилежный еврейский мальчик, или играл на скрипке, или пел. Вопреки её желанию, я начал заниматься футболом.
Полноценно я пришёл в МЕОЦ в прошлом году в автошколу. Когда я узнал, что здесь есть спортзал, начал ходить и туда. Ни на 7 этаж, ни в молельный зал я принципиально не заглядывал. Только однажды зашёл в «Jewell», где Михоэль Ставропольский сразу предпринял безуспешную попытку надеть на меня тфилин.
-Что поменяло твои взгляды?
-Активным участником еврейской молодёжной жизни я стал после «Таглита». Я не хотел ехать в Израиль третий раз за год – я успел дважды погостить у бабушки, но мама меня уговорила. Съездить в Эрец Исраэль, да ещё и бесплатно, лишним не бывает. Перед «Таглитом» пришлось выкраивать время и приходить на 7 этаж на обязательные встречи, чтобы знакомиться с группой. Добровольно я пришёл сюда с компанией ребят, с которыми подружился в Израиле – Даниэлем Оберманом, Йонатаном Гольденшлюгером, Леором Барсуковым и другими. Так я и начал регулярно ходить сюда.
-Куда ты ещё ходил помимо клуба «Jewell»?
-После знакомства с раввином Мамашем Скалкой я стал активно посещать синагогу на Мичуринском проспекте со своим мадрихом Шломо – раньше я жил неподалёку от неё. Я приходил туда почти на каждый Шабат, молился, помогал общине в организации мероприятий. Я чаще приезжал в МЕОЦ, чтобы пообщаться с ребятами, и записался на программу «Eurostars». В этом году мы летали в Польшу, Швейцарию и Австрию. Я читал в предыдущих интервью о поездке, но повторюсь – путешествие оказалась невероятным. Я летел не только как участник, но и как мадрих – следил за порядком в группе, помогал Михоэлю Ставропольскому и раввинам. В этом году поездка будет не менее крутая, я говорю, как сотрудник клуба.
-Как ты начал работать барменом в «Jewell»?
-Однажды Михоэль выложил в интернет вакансию бармена. У меня был опыт работы в клубах Москвы, поэтому перспектива стать барменом в молодёжной еврейской организации меня заинтересовала. Я позвонил, но Михоэль сказал, что вакансия закрыта, и взамен предложил мне помогать по клубу, стать своего рода администратором зала. Я согласился. А когда вакансия бармена снова открылась, её занял уже я.
-Насколько мне известно, сейчас ты живёшь в мужской квартире, новом проекте от МЕОЦа?
-Да. Раньше такой возможностью обладали только девушки – для них тоже существует проект «ЖЕК» – Женская Еврейская Квартира, где они могут жить при условии, что соблюдают кашрут, Шабат и не пропускают уроки с раввинами, которые к ним приходят три раза в неделю. Для парней условия такие же, за одним исключением: на занятия в синагогу мы должны ходить сами. Я занимаюсь с раввинами Давидом Ямпольским и Моти Вайсбергом. Ещё когда я только начинал заглядывать в «Jewell Club», здесь работал Артём Гуревич, который каждый Шабат рассказывал интересные истории по недельной главе Торы. «Почему бы и мне так не делать?» – подумал я. Тогда я как раз познакомился со Шмуэлем Раскиным, координатором молодёжных программ в йешиве «Томхей-Тмимим». Он предложил мне заниматься с ним в хеврусе по недельной главе. Теперь я каждую неделю выступаю на Шабатах. Когда Шмуэль приезжает, мы обязательно встречаемся и учимся. Я даже договорился, что когда он в Москве, я занимаюсь с ним вместо р. Давида Ямпольского.
Проект мужской квартиры действительно очень интересный. Здесь отличные условия, и у нас могут оставаться гости на Шабаты и праздники. Мы очень весело провели время в прошедший Суккот, Симхат Тору: гуляли после молитвы, играли в настольные игры.
-Ты можешь описать свой взгляд на «Jewell Club» изнутри?
-В «Jewell» своя атмосфера. С одной стороны здесь всё пропитано религией и еврейскими традициями, но с другой, тут отличная весёлая светская тусовка. Каждый день у нас открыто молочное кафе под предводительством шеф-повара Берла из общины «Среди своих». Я готовлю наивкуснейшие коктейли. Правда-правда! Мы постоянно обновляем меню, придумываем что-нибудь интересное. (Во время интервью мы как раз дегустировали новые роллы. Прим. – А. Белькина). Для своих у нас действует скидка, которую получить невероятно просто. Достаточно быть в возрасте от 18 до 28 лет и ходить сюда!
В моце шаббес мы проводим авдалу – party в разных стилях: регги, Мексика, вестерн, блюз, звёздные войны… Наши идеи никогда не иссякнут! А ещё у нас очень крутой фотограф Авиэль Гергель. Мы шутим, что его фотографии сразу получаются обрезанными.
Каждую неделю мы проводим в «Jewell» очень вкусный Шабат в домашней дружеской атмосфере. Каждый Шабат – праздник, событие, к которому мы долго и старательно готовимся: придумываем интерактивы и конкурсы, связанные с недельной главой. Начинаем мы его как и положено – с молитвы. Если ребята не хотят молиться, их никто не заставляет. Мы делаем кидуш, говорим благословение на хлеб. К нам каждый раз заходят раввины, которые рассказывают интересные комментарии Торы, привязывая их к современности. Если ребята думают, что они слишком религиозные и скучные , я могу их разуверить в этом. Наши раввины в курсе, что сейчас 21 век. С ними легко общаться, а их шутки за лехаимом можно слушать часами!
На 7 этаж можно подняться в любой день для того, чтобы поработать, пообщаться, выпить чай. Ребята помогают друг другу решать вопросы по работе, заводят новые связи и друзей.
-Что ты можешь сказать тем, кто ещё не дошёл до МЕОЦа?
-МЕОЦ – не просто общинный центр, а маленькая семья, где можно встретить друзей на всю жизнь. Мы живём в такое время, когда бесполезно людей заставлять что-то делать. Если кто-то хочет – приходит сам. Я могу сказать лишь то, что вижу и думаю. Здесь будет комфортно любому человеку, даже очень далёкому от религии. Новенькие надевают кипу просто, как дань уважению месту. Те, кто в еврействе давно, спокойно ходят в кипах и цицитах по улице, потому что знают, что им нечего стесняться. Многие ребята сами надевают тфилин, это очень здорово! Я здесь работаю, поэтому вижу, насколько это важно – быть среди своих. Мы – евреи, единый народ. У нас один Всевышний, одна вера, одна история и одна страна.
Беседовала и пила вкусный молочный коктейль Штерна Сара Белькина