Рекламное агентство «Evelsoniya», «Kosher Print», «еврейское такси», типография «Моя бумажка», обрезающая цены – проекты Давида Зотова и его жены Тальи. О том, с чего начинался их семейный бизнес – в нашем следующем интервью.
– Как начался твой путь в еврейство?
– Имя Давид мне дали от рождения, поэтому в школе ребята постоянно задавали вопросы о моём происхождении. Папа учил меня отвечать на них, он же и рассказал, кто такие евреи. Родители соблюдали традиции и праздники, но меня никто не заставлял идти за ними. Свой жизненный путь я выбрал осознанно и самостоятельно.
В первый раз в синагогу я пришёл с отцом. Тогда в Павлодаре, городе в Казахстане, в котором я вырос, раввином был Шмуэль Карнаух. Он меня так очаровал и вдохновил, что я начал учиться и двигаться к соблюдению. Мне сделали Бар-мицву в синагоге по всем правилам, на которую приехал мэр города – с выкупом, золотыми монетами… Никогда не забуду этот день! Перед 9 классом раввин предложил мне уехать учиться в еврейскую школу «Месивта» при Московском еврейском общинном центре, и я согласился. Отец говорил мне, что уезжая, я вступаю в самостоятельную жизнь, становлюсь мужчиной. А мужчина должен зарабатывать на жизнь сам…
После школы нам предложили сделать выбор: либо идти в институт, либо в йешиву. Я понимал, что еврей должен получить в первую очередь еврейское образование и выбрал программу «3+2» – 3 года в йешиве«Томхей Тмимим» и 2 в институте «21 век»
Йешива тогда находилась ещё рядом с МЕОЦем. Спустя три года я решил для себя, что существует два типа людей: посвящающие себя изучению Торы и помогающие им. Я причисляю себя ко вторым. Мой брат, к примеру, первый. Всё, что я хотел, почерпнул на уроках Торы, и решил двигаться дальше.
В институте «21 век» моей специальностью стала прикладная информатика в экономике. Тогда началась моя новая жизнь.
– Как ты познакомился со своей женой?
– Единственным человеком с мобильным телефоном в йешиве был я. Все парни об этом знали и втайне от преподавателей и раввинов звонили девушкам из женского еврейского института Махон ХаМеШ. Так в моей телефонной книжке накопился целый список совершенно незнакомых мне номеров. Решив, что и мне пора бы позвонить какой-нибудь девушке, я сказал сам себе, что выберу “знаковый” еврейский номер – либо с цифрой 13, либо 770. У Тани (её еврейское имя – Талья), моей будущей жены, были цифры номера 013.
Мы созвонились и встретились. 1 марта – этот день я буду помнить всю жизнь. В течение двух лет мы гуляли между домами и в подворотнях Марьиной рощи, прятались от раввинов. Если бы нас засекли, меня бы выгнали из йешивы, Талья тогда еще училась в школе при Махоне… К счастью, всё обошлось. И теперь я знаю все дворы в округе МЕОЦа! Каждый раз у нас был ровно час на то, чтобы пообщаться. Я отвечал за спортзал: после занятий открывал его, запускал ребят, закрывал и, пока они тренировались, шёл гулять с Таней. Иногда я немного опаздывал, и парни возмущались и стучались изнутри, но у меня были дела поважнее!
– В каких поездках от Московского еврейского общинного центра ты принимал участие?
– Летом мы с Таней подгадали время и поехали вместе в Израиль по программе «Таглит». Да, вот такие мы хитрые.
Вторая поездка связана с йешивой. Учиться в йешиву молодые ребята идут неосознанно, так как не могут понять, какими видят себя в будущей жизни. Им приходится подстраиваться под многочисленные правила и нормы. Некоторых это дисциплинирует, у других вызывает протест. Я никогда не притворялся религиозным и всё соблюдающим юношей, всегда был самим собой, не скрывал своё мнение и вёл себя так, как хотел. Многим такое поведение не нравилось, меня даже хотели выгнать.
Я учил в хеврусе Геморру с другом, французским евреем. Однажды он предложил мне принять участие в лотерее – выучить лист Талмуда и положить билетик в шляпу. Я не знал, зачем это делаю, но выучил и бросил. На большом фарбренгене устроили розыгрыш, и семь студентов выиграли поездку к Ребе в Америку. Шестеро из них – настоящие хасиды, выбранные Ребе. Они действительно показывали пример всем йешиботникам и заслужили поездку в Штаты. Седьмым счастливчиком оказался я. Все недоумевали : «Как так? За какие заслуги?»
Путешествие прошло на одном дыхании, мотивируя всех нас ещё больше учиться. Эта поездка сильно повлияла на меня, но, вернувшись в Москву, я снова стал прежним Давидом.
Таня тоже ездила к Ребе с сестрой, оплатив поездку самостоятельно. Я не верил в письма, но после её рассказа поверил. Она написала ему письмо и положила в «Игроткодеш» – сборник писем Ребе. В ответе он писал о ней, как о многообещающем художнике, давал благословение на творчество, связанное с иудаикой, о будущем бизнесе, обещал большой дом… Вот, ждем J Таня на самом деле очень красиво рисует. Письмо повлияло на наш будущий бизнес, в частности «KosherPrint». Тогда я как раз копил первый капитал.
– Расскажи о ваших проектах!
– Я всегда мечтал работать только на себя. Одним из условий, к слову, был Шабат, чтобы ни у кого не отпрашиваться и ни перед кем не отчитываться. На стартовый капитал я копил, работая бренд-менеджером в Международном Еврейском Институте экономики, финансов и права и в «Махоне» – продвигал институты, и начал зарабатывать дизайном и сайтами. Первые накопленные деньги мы потратили на долгожданную свадьбу. Мы никогда ни у кого не просили помощи, все начинали сами, вдвоем.
Предпринимательством я начал заниматься после женитьбы. Я сразу сказал Тане, что хочу «мутить», и она с радостью меня поддержала. Наше главное совместное творение – Evelsoniya (про детей молчу, конечно) – развивается с 2009 года.
Мы хотели, чтобы через наши проекты люди узнавали о своём еврействе. Исходя из сильных финансовых ограничений, начали с небольшого производства кружек и футболок с прикольными принтами. Мы рассчитывали на то, что, покупая нашу продукцию, люди будут задаваться вопросами о том, «кто такие евреи?», и, рано или поздно, придут в общину.
Так возник «Kosher Print». Мы постоянно развиваемся, расширяем производственные возможности и улучшаем качество товаров. Сейчас у нас есть интернет магазин готовой сувенирной продукции, мы принимаем заказы на изготовление бирконов и пригласительных на Хупу, делаем открытки к еврейским датам, календари, запустили производство индивидуальных кип.
Однажды, моясь в ванной, я вдруг подумал, что в Москве не хватает “нашего” сервиса такси. И за три дня мы запустили проект «еврейское такси», купив три автомобиля и сайт.
Сейчас основной наш бизнес – типография «Моя Бумажка». Среди клиентов – телеканал «Россия», «Дождь», община “Среди своих” и “Хаверим”, магазин «Lush» и другие. Наши проекты – наша жизнь. Мы любим свою работу и занимаемся ей постоянно, все слоганы и креативные темы придумываем самостоятельно.
Мы постоянно укрепляем семью, работаем над «Шлом байтом». Когда и муж, и жена предприниматели, возникают сложности из серии «кто помоет посуду?». А по Субботам играем всей семьёй в настольные игры и зовём соседей в гости.
– Какие у вас планы на будущее?
– Скоро мы запустим новый проект – еврейский хостел. Все желающие получат возможность оставаться около МЕОЦа на Шабаты и праздники в хорошей компании. Это очень важно, потому что многие хотят двигаться в сторону соблюдения, но территориально не имеют возможности.
– Куда ходит ваша дочь?
– Хана ходит в детский садик на Алексеевской «Ганей Менахем». Он рассчитан на то, чтобы наши дети росли в еврейской среде, узнавали о традициях, и у них не возникало проблем, как у наших предков. Наши дети должны соблюдать в удовольствие и кайфовать от своего еврейства! Даже мне сложно делать некоторые вещи, приходится пересиливать свои привычки или убеждения. Я хочу, чтобы у моей девочки всё сложилось иначе. Самое главное, что Хане нравится садик. А назвали мы её в честь наших с Таней бабушек.
Еврейское воспитание и образование чрезвычайно важно. Я спрашивал у своей жены: «Почему ты вышла замуж именно за меня, еврея, ведь твои дети и так родились бы евреями?». На что она отвечала, что её так воспитали. И это действительно так! Чем больше внимания мы будем уделять традициям и воспитанию своих детей, тем сильнее и крепче станет еврейский народ.
– Что ты можешь посоветовать тем, кто только открывает для себя еврейство или МЕОЦ?
– Выдавая товар в типографии, я всегда разговариваю с клиентами. Если я узнаю, что передо мной алахический еврей, я делаю всё, чтобы он не ушёл от меня, не надев тфилин. Если человек еврей, даже скрывая своё происхождение или переходя в другую религию, он всё равно остаётся евреем. Все мои проекты известны, как еврейские. И я не скрываю этого. Пусть люди узнают о своём происхождении, пусть моими клиентами на 80% будут неевреи, которые начнут интересоваться нашим народом. Евреи всегда придут на помощь друг другу, поэтому ни в коем случае не надо стесняться или сомневаться. Просто приходите и получайте удовольствие!
Беседовала Штерна Сара Белькина