Всё время нашей следующей героини Ариеллы занимает подготовка к самому важному событию в её жизни – к хупе. Тем не менее, она нашла часик на чашку чая и интервью прямо на рабочем месте в школе «Бнот Менахем».
– Ариелла, как ты впервые пришла в МЕОЦ?
– В МЕОЦе я впервые побывала благодаря женскому институту Махон ХаМеШ. Мы приходили сюда в ресторан, устраивали каждый год ханукальный фестиваль в амфитеатре… МЕОЦ мне всегда казался чем-то большим, неизведанным, загадочным и хранящим в себе всё, что требуется еврейской душе. Огромный и светлый молельный зал до сих пор – моё самое любимое место в Центре. Родилась и выросла я далеко от Москвы, в Махачкале. В детстве ходила в воскресную школу при синагоге – правда там не было раввина, только председатель общины, выступала и пела на еврейских мероприятиях. Мы отмечали все еврейские праздники, устраивали генеральную уборку перед Песахом и покупали мацу. Так что вопрос о еврейской самоидентификации передо мной никогда не вставал: я знала, что я еврейка. В детстве меня больше волновало другое: я мечтала жить в Москве. Шанс выпал, когда мы с мамой узнали о школе и женском институте Махон ХаМеШ. И в 14 лет я впервые приехала в столицу и сразу попала в религиозное место… Не о такой школе я мечтала, и жизнь в огромном современном городе мне представлялась совсем другой. Увидев раввинов в чёрной одежде и девочек в длинных юбках, я испугалась. В Махачкале еврейская община хоть и была, но ни о каком соблюдении никто никогда и не думал. Вдали от родителей всё казалось вдвойне чужим. Пришлось коренным образом изменить свои привычки: отказаться от брюк, начать соблюдать кашрут и Шабат, учить Тору. Я постоянно скучала по маме, думала о том, что никогда не отдам детей в такую строгую школу и даже злилась. Возвращаться в Махачкалу я не собиралась и постепенно втянулась: соблюдение еврейских законов стало неотъемлемой частью моей жизни. Махон сделал меня такой, кем я являюсь, пробудил во мне настоящее еврейское самосознание. Сейчас я, конечно, понимаю, насколько важно еврейское образование. На моих глазах менялись в лучшую сторону и однокурсницы: многие из них уехали в шлихут – поднимают еврейскую жизнь в городах. Первым таким примером стала моя соседка по комнате, кардинально изменившая жизнь, после замужества уехав Биробиджан. Особенно примечательно, что девушки приезжает сюда в определённом возрасте, когда очень важно попасть в правильное окружение, найти себя. Не знаю, что бы я делала сейчас, если бы не Махон, в котором я проучилась целых 7 лет. Нельзя забывать: Махон ХаМеШ – заслуга нашего Ребе. Именно ему пришла идея открыть в Москве такой замечательный институт.
– Куда ты пошла после Махона?
– Ещё во время учёбы в институте, я ходила на лекции по программе Stars. Однажды я сидела на уроке, и, честно признаюсь, немного скучала, а мимо пробегал Михоэль Ставропольский. Он как всегда куда-то торопился, но помню, он сказал, что если бы у него было больше свободного времени, он обязательно придумал бы для нас что-нибудь интересное. Я предложила свою помощь и спустя какое-то время начала работать в молодёжном клубе Jewell. Клуб тогда только начинал свою деятельность. Мы собирались ещё на втором этаже, в «Бейт- ХаБаДе», а Шабаты проводили на первом. Когда в нашем распоряжении оказался целый седьмой этаж, мы не могли поверить своему счастью – не зря столько сил и времени ежедневно вкладывали в проект. Михоэль буквально горел идеей сделать молодёжный клуб особенным. Его любовь к Jewell передавалась нам и ребятам, приходившим в свободное время: они помогали собирать мебель, сами красили стены. Jewell – живой организм, дерево. В него вкладываются, поливают, а оно растёт, крепнет и даёт свои «плоды» – новых евреев в синагоге. Благодаря клубу в моей жизни появилось много близких друзей и знакомых. Два года моя жизнь проходила на работе, и они навсегда останутся в моём сердце.
– Почему же ты ушла?
– Я не хотела стоять на месте и решила попробовать себя в чём-то новом. К тому же я стала серьёзнее соблюдать еврейские законы. На моё место пришли другие девочки, которые привнесли в Jewell новые взгляды и идеи. Хава Полонская давно предлагала мне пойти помощницей в школу для девочек «Бнот Менахем», поэтому новое место долго искать не пришлось. Сейчас я работаю с начальными классами. «Бнот Менахем» – волшебное место! Я вижу, какие знания и возможности даёт школа. Девочки растут в еврейской среде, впитывают знания, становятся маленькими цадикот. Я очень люблю работу: от одного взгляда на девочек на душе становится тепло. С детьми мне и раньше приходилось работать. Ещё в университете я ходила на курсы мадрихов, и однажды в лагере «Ган Исроэль» меня поставили вожатой у 22 мальчиков 11-12 лет… Я не могла представить, что с ними делать, но взяла себя в руки и справилась, смогла донести до них важные вещи о традициях. Иногда после уроков я вижу, как два моих ханиха из того лагеря идут из Месивты, и моё сердце расцветает: не зря я оказалась их мадрихой несколько лет назад! Я пытаюсь приобщать к традициям и маму. Когда я приезжаю в Махачкалу или она в Москву, мы вместе зажигаем Субботние свечи, готовим традиционные блюда, печём халы. Я объясняю ей разные законы, отвечаю на вопросы – она и сама проявляет немалый интерес.
– Где ты жила после Махона?
– Ближе к окончанию института эмбайт нашего курса Двора Хен рассказала о новой Женской Еврейской Квартире от МЕОЦа, куда можно переехать, и пообещала мне и ещё нескольким девочкам помочь туда попасть. Я сразу загорелась желанием войти в проект – кто захочет уехать из Москвы и оставить общину? ЖЕК – что-то невероятное. Проект дарит девочкам возможность жить бесплатно в центре Москвы в пешей доступности от синагоги. Нам привозят кошерное мясо, молоко, овощи. Три раза в неделю – лекции с раввинами, на которых надо обязательно присутствовать, по четвергам мы печём халы. В свою очередь мы обязаны соблюдать в квартире кашрут и Шабат, ходить в МЕОЦ. Мы получаем на уроках бесценные знания, а соблюдение и синагога – часть нашей жизни, которую назвать условием просто не поворачивается язык. На квартире часто меняется состав – постоянно кто-нибудь выходит замуж… Барух Ашем!
– И ты теперь туда собралась!
– Как видишь! Всем известно, насколько важно найти свою еврейскую половинку. Я слышала об этом на уроках, свадьбах. Нас учили, что мы сразу поймём, что перед нами человек, с которым мы захотим прожить всю свою жизнь. Когда же я наконец встретила своего жениха, то поняла – все уроки о шидухах не имеют никакого смысла. Я просто почувствовала – это ОН. Мы ходили на встречи, узнавали друг друга лучше и всё будто бы вставало на своим места: две детали одного целого наконец-то складывались в единое целое. И я очень благодарна Вс-вышнему за то, что не зря столько сидела «в девочках». Всем незамужним девушкам постоянно говорят: «Почему ты ещё не замужем?», «Пора уже жениха искать!». Подобные разговоры меня сильно расстраивали и раздражали. Вс-вышний лучше знает, кто и когда обретёт своё счастье.
– Скажи, о чём ты сейчас мечтаешь?
– Стать мамой пятерых детей, уехать с будущим мужем в шлихут и открыть там детскую школу и садик… В день свадьбы у невесты особые силы для благословений, и девушки обязательно должны их получить. Я очень жду дня, когда смогу дать благословения всем свои родным и любимым людям, и тебя, конечно же, я жду!
– Спасибо! Какая программа от МЕОЦа тебя впечатлила больше всего?
– Безусловно – поездка в Америку к Ребе. Я просто грезила Нью-Йорком: думала, какие вещи возьму, какие фотографии сделаю, написала целую стопку писем, которые планировала отвезти на Оэль… Поэтому несложно представить моё состояние после отказа в визе. Никогда ещё я так сильно не расстраивалась. «Как же так? Почему это происходит со мной? Мне так нужна была эта поездка!» Видимо, Всевышний решил, что я была не готова поехать. Осознав, что причина во мне, я весь год я работала над собой: читала про Ребе, училась, брала на себя новые мицвот. И на следующий год я уже подготовленная попала в Америку… Нет слов, способных описать счастье, испытанное во время путешествия. Воспоминания о насыщенных днях, преисполненных веселья, шуток, духовности, навсегда останутся в моём сердце. Чего только стоит посещение «Севен севенти», или «770» – штаб-квартиры Хабада в Бруклине, места, где жил Любавичский Ребе. Мы провели в синагоге Шабат – такого количества танцующих мужчин в капотах и шляпах я не видела никогда. Особо запомнился момент, когда все расступились, освободив проход к стулу, сидя на котором Ребе говорил… Теперь моя настольная книга – «Ребе, о котором вы не знаете».
– Ты можешь вспомнить какую-нибудь историю, связанную с письмами Ребе?
– Их много, но расскажу одну. Она произошла со мной в прошлый Песах – первый большой праздник вне Махона. Я очень переживала, боялась сделать что-то не так. В институте у нас всё готовят за нас: самый кошерный Песах, трапеза за трапезой… Я написала письмо Ребе, вложила его в «Игрот Кодеш» (сборник его ответов) и получила историю о двух ешивобохерах, впервые покинувших ешиву, чтобы поехать в шлихут. Они спрашивали у Ребе совета, как поступить, ведь вдали от общины они могут с непривычки что-то нарушить. Ребе сказал, что тем, кто ни разу не покидал ешиву, лучше вернуться обратно к своим, где они будут в «безопасноти». Наутро я переосмыслила историю и поняла, что я, как те ешивобохеры, никогда не праздновала Песах вне Махона и могу случайно провести его не так, как полагается… И чудом за два дня до Йом Това для меня оказалось там место – желающих провести праздники в университете всегда очень много. Там же произошло событие, оказавшее на меня сильное влияние: я познакомилась с девушкой, невестой – сейчас она уже жена – ставшей для меня жизненным примером настоящей хасидки Ребе.
– Как ты проводишь свободное время?
– Я очень люблю фотографировать, даже купила себе в прошлом году профессиональный фотоаппарат. Я фотогорафирую деток в школе, здесь постоянно что-то происходит. Можете посмотреть мою страницу в facebook – она вся в детях! Летом не проходило и дня без съёмок, пока я вдруг не стала невестой и не уехала на месяц. Так что можете обращаться. Надеюсь, когда-нибудь я закончу специальные курсы и стану настоящим профессионалом… Но сейчас моя голова занята только подготовкой к хупе!
– Что ты можешь посоветовать тем, кто только начинает интересоваться своими корнями?
– Нужно всегда прислушиваться к себе, к своему сердцу, к душе. Любая новая заповедь, взятая на себя, должна быть осмыслена. Начинайте с маленького! Я не сразу стала так серьёзно соблюдать мицвот, как сейчас, мне понадобилось много времени. Опять же повторюсь – во многом мне помог Махон. Еврейское окружение, правильные люди и слова сделали своё дело. Надо всегда стараться общаться с теми, кто выше и сильнее. «Прилепиться к мудрецам», как говорится.… Поэтому детей надо обязательно отдавать учиться в еврейскую школу! А девушкам я хочу посоветовать выбрать особое время, когда они лучше чувствуют связь с Творцом. У меня таким оказалось время зажигания Субботних свечей. Надо обязательно говорить Ему о своих чувствах и искренне верить в то, что Он слышит все наши просьбы. И любые мечты сбудутся.
Беседу вела Штерна Сара Белькина