Мой дедушка, покойный рабби Ашер-Зеэв Вернер, бывший главным раввином Тверии, каждый год в праздник Шавуот рассказывал следующую историю.
Жил в Витебске богатый купец-еврей. Два-три раза в год ездил он на знаменитую ярмарку в Лейпциге, где закупал товары оптом по выгодным ценам, а затем продавал их с большими прибылями.
Однажды зимой, когда часты метели и снегопады, засобирался купец на ярмарку и, понимая, что путь предстоит нелегкий, стал искать балагулу-возницу, у которого здоровые, сильные лошади, и готов был выложить большие деньги за дорогу.
Никто, однако, не соглашался. Наконец, нашелся балагула-бедняк, который согласился на эту нелегкую поездку, чтобы прокормить семью. Пришел купец посмотреть на коней, и увидел, что кони не шибко-то крепкие, да и фургон плохонький.
Засомневался купец, а одолеют ли лошади такой долгий путь в снег и слякоть. Но все же решил рискнуть. Однако заключил соглашение с возницей: я еду с тобой в Лейпциг, чтобы успеть на ярмарку, которая открывается такого-то числа. Если успеешь, заплачу с гаком. Не успеешь вовремя – не заплачу ни гроша! И добавил – за обратный путь оплачу тебе по приемлемой цене, но ни копейки более.
Балагула решил рискнуть, но кони не уложились во время. Дожди, снег и слякоть – так что они прибыли к закрытию ярмарки, когда оптовики уже распродали весь товар.
И тут вспыхнул спор между купцом и балагулой. Возница настаивал, что ему положено вознаграждение за усилия и старание. А купец наотрез отказывался платить. Решили они, как добропорядочные евреи, пойти к раввину. Выслушал их главный раввин Лейпцига и стал выяснять подробности того, как была оговорена оплата за дорогу, соответствуют ли условия их соглашения требованиям закона Торы. Купец ответил, что заранее оговорил выполнение и невыполнение соглашения: если прибудут вовремя – полная оплата, а в случае опоздания – никаких денег.
Выслушал раввин и постановил, что балагуле ничего не положено.
Балагула, совершенно безграмотный еврей, попытался спорить с раввином: почему рабби решил, что мне не положены деньги?
Указал ему раввин на фолиант “Шулхан Арух” и объяснил по-простому: эту книгу законов написал великий мудрец рабби Йосеф Каро, живший свыше 200 лет назад, и он постановил, что в такой ситуации тебе не положены деньги.
Возница выслушал, но, надеясь переубедить раввина, возразил:
– Разве рабби Йосеф Каро, живший сотни лет назад, ехал с нами в фургоне и видел, сколько усилий я приложил в дороге?
Раввин терпеливо ответил: “Рабби Йосеф Каро с вами не ездил, но он постановил на основе закона, полученного от своих учителей”.
Но балагула не сдавался: “А разве его учителя, жившие так давно, были с нами в фургоне? Как они могут утверждать, что мне не положены деньги, не зная, как тяжело я трудился?”
– Они это не сами придумали, а получили закон от мудрецов Талмуда, – ответил раввин. Но возница не унимался: “А мудрецы Талмуда откуда узнали?”
Понял раввин, что бедолага не знает даже основ еврейской традиции и дал ему в простых словах краткий обзор: свыше 3000 лет назад еврейский народ вышел весной из Египта, и через 49 дней прибыл к горе Синай. И там 6-го сивана им раскрылся Всевышний и вручил им святую Тору. А в Торе, которую дал сам Б-г, написано, что если произойдет так, как случилось с вами, то тебе не положено ни гроша!
Раввин был убежден, что теперь-то балагула поймет, что он не сам придумал решение вопроса, а основывается на традиции, восходящей к Моисею, получившиму Тору от самого Всевышнего.
Но не тут-то было. Выслушав ответ, балагула просиял победоносной улыбкой:
– Уважаемый рав! Вы же сами сказали, что Тору дали через 49 дней после начала весны в пустыне, где не было ни снега, ни жутких ветров. Поэтому-то там написано, что возница должен прибывать вовремя. Если бы я выехал в дорогу весной или летом, я бы наверняка прибыл вовремя! Опоздание случилось из-за того, что поездка была зимой. Как же Тора, которая была дана летом, может выносить решения о том, что было зимой?! Решения Торы, – победоно сно постановил возница, – применимы только для летнего сезона!..
Зачастую приходится слышать претензии “прогрессивных” критиков о том, что Тора, полученная свыше 3000-х лет назад, якобы, устарела и не соответствует новому времени. Эти претензии очень напоминают слова балагулы из нашего рассказа, которому невдомек, что слова Торы и ее принципы справедливы и зимой, и летом. И сегодня – в точности, как и столетия назад.
Р-н Шнеур-Залман ФельдманОставить комментарий