Ложь — это настолько привычное, повседневное явление, что многие люди ее даже не считают проступком. Однако когда мы узнаем, что кто-то нас обманул, распустил слухи, оклеветал, передавал якобы наши слова, это повергает нас в шок. Но если мы сами говорим неправду, у нас всегда могут найтись оправдания. Можно ли утверждать, что ложь — это грех? Во многом оценка моральной тяжести лжи зависит от обстоятельств, намерений и последствий, к которым она приводит.
Ложь может послужить во благо. Например, когда Б-г обещает Аврааму, что Сара через год родит сына:
И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: Почему смеялась Сара, говоря: Подлинно ли рожу, а я состарилась? (Берешит, 15:12, 13).
Мы видим, что Б-г не передает Аврааму немногих слов Сары, которые могут показаться ему обидными. То есть даже Всевышний в данном случае не говорит всей правды, оберегая мир в семье.
Но и с неполной правдой надо быть крайне осторожным, ведь библейский змей смог соблазнить Хаву (Еву) только потому, что Адам внес поправку в слова Б-га. Он сказал Хаве, что к дереву Познания добра и зла нельзя даже прикасаться, (а не только не есть его плоды, как ему было заповедано). Когда Хава передала слова Адама змею, он толкнул ее, так что она коснулась дерева, и начал уверять, что Б-г запретил прикасаться к этому дереву лишь из опасения, чтобы люди не стали равными Ему.
О том, что ложь — очень сильное оружие, знают даже совсем маленькие дети. Бессмертная трагедия Шекспира “Отелло” использует простой сюжет, повторение которого во всевозможных вариантах мы наблюдаем почти ежедневно: безвестный и ничтожный Яго из зависти погубил храброго военачальника, прославленного своими подвигами, Отелло, и его красавицу-жену. Их не спасла ни огромная взаимная любовь, ни красота, ни слава, ни богатство. Несколько ядовитых слов, точно рассчитанная сплетня, как удар в спину — и погибли две прекрасные молодые жизни, лишившись счастья и всех радостей, которые их ждали в будущем.
Ложь способна сломать и уничтожить человеческую жизнь, опозорить, разрушить семью, лишить человека средств к существованию и испортить репутацию, складывавшуюся годами. Но при помощи лжи также можно спасти жизнь, отвести беду, добиться хорошей цели.
Поэтому, говоря о лжи, Б-г употребляет очень интересные и необычные в Торе слова. Если о других заповедях говорится прямо, в повелительном наклонении, “делай” или “не делай” чего-то, то тут сказано “от неправды удались”. Почему “удались”? Потому, что в некоторых случаях позволительно внести в свои слова некоторую двусмысленность, если полная правда может навлечь беду. Такие обстоятельства и разрешенные отступления от 100%-й правдивости четко оговорены в законе. Во всех остальных случаях человек обязан говорить только правду. Более того, закон обязывает нас выбирать такие выражения, чтобы нас не поняли неправильно в нашу пользу. Например, если пришел гость, и хозяин дома открывает новую бутылку вина, запрещено говорить, что это делается ради гостя, если он собирался это сделать независимо от визита.
Один из эпитетов, которыми называют Б-га — Эмет (правда). Поскольку человек создан по образу и подобию, он должен сам стремиться уподобиться Б-гу и развивать в себе качества, которые мы относим к Нему в молитве. И как нас согревает уверенность, что Б-г Милосерден, Любящ, Долготерпелив, Прощает раскаявшихся и не взыскивает, что слова Его — Правда, так и мы сами обязаны взаимодействовать с миром и людьми на основе этих добрых свойств.
Однажды пришел к раби Шамаю, известному своей строгостью и педантизмом, нееврей, и пообещал пройти гиюр, если тот объяснит ему всю Тору, пока он стоит на одной ноге. Рассердился раби Шамай и прогнал его. Тогда тот пошел к раби Гилелю с теми же словами. Раби Гилель сказал ему: “Не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе. Это вся Тора, остальное — комментарии. Иди и учись.”
Узнав о запрете лгать, человек, который раньше не считал вранье серьезным грехом, может усомниться, что ему по силам отказаться от неправды. Как будет складываться его жизнь, если он перестанет пользоваться такой удобной палочкой-выручалочкой, которая с детства не раз его спасала? Современные психологи считают, что для выработки любой новой привычки надо тридцать дней заставлять себя поступать желательным образом, в результате чего это станет привычным делом, не требующим усилий. Привычка — сильный психологический механизм, позволяющий человеку не тратить своего внимания на тысячу мелочей, окружающих его ежедневно. Мы по привычке смотрим на светофор, поворачиваем голову налево и направо, переходя дорогу, чистим зубы и принимаем душ, моем посуду, едим и ложимся спать. Хочешь делать зарядку каждый день? Прекрасно, тридцать дней придется преодолевать внутреннее сопротивление, потом уже будет трудно без нее обходиться.
Хочешь изменить рацион питания, есть больше овощей и отказаться от вредных полуфабрикатов? То же самое. Что же касается лжи, есть прекрасный способ от нее избавиться. Для начала надо не говорить неправды там, где от нее нет никакой пользы. Ведь очень часто многие люди и сами не смогли бы объяснить, почему они соврали и какая им от этого выгода. Старайтесь не делать ничего, что приведет к необходимости соврать. Если вам частенько приходится придумывать причину опоздания, старайтесь выходить из дому пораньше. Не изменяйте супругу, и не придется выкручиваться и придумывать небылицы. Не хвастайтесь, будьте скромнее, и не надо будет тратить кучу денег “на представительство”. Вот скольких грехов можно избежать, приняв решение говорить правду! Ведь недаром про ложь существует столько поговорок, предупреждающих от этой скверной привычки. “Лжецу нужна хорошая память” (действительно, поди упомни, что когда и кому соврал). “У лжи короткие ноги” (далеко не убежит). “Маленькая ложь за собой большую ведет” (да, раз солгав, потом приходится лгать еще и еще, и неизвестно, к каким большим выдумкам и неприятностям это приведет). “Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят” (привычка врать оказывает плохую услугу самому лгуну).
Погодите-погодите, а мы же тут говорили о том, что иногда можно… ну, не совсем придумать, а как бы слегка подправить то, что было? Да, действительно, но во-первых, в большинстве случаев нельзя ничего придумывать и менять. Во-вторых, для таких изменений есть твердо оговоренные правила — в каких обстоятельствах и как именно их можно делать. Можно слегка изменить правду, чтобы не подвергнуться позору. Можно слегка изменить правду, чтобы не опозорить другого. И можно слегка изменить правду, чтобы не нарушить мир между людьми. В остальных случаях — правда и только правда!
Автор: Сима Кориц
Специально для проекта 7 Законов Человечества | Монотеизм | Бней Ноах
http://monoteism.ru/zhizn-i-smert-vo-vlasti-yazyka/