Авторизация

×

Регистрация

×

Жизнь и смерть на кончике языка

11 января 2018 / Главная / Иудаизм / Тора и жизнь
date=string(10) "2018-01-17"
object(WP_Post)#301 (24) {
  ["ID"]=>
  int(75506)
  ["post_author"]=>
  string(3) "443"
  ["post_date"]=>
  string(19) "2018-01-11 14:19:28"
  ["post_date_gmt"]=>
  string(19) "2018-01-11 11:19:28"
  ["post_content"]=>
  string(9495) "

Слово создало мир, слово способно его изменить – в лучшую сторону или в худшую. Слово может даже убить: еврейская пословица гласит, что «жизнь и смерть находятся на кончике языка». Мудрецы нашего народа учат, что очень многие из бед и испытаний, которым подвергались евреи в разные моменты своей истории, были вызваны не дурными действиями, а дурными словами. Даже Храм был разрушен из-за «необоснованной вражды» – неуважения и злословия между людьми.

Понятно, что клеветать на ближнего, говорить о нем неправду – большой грех. Но злословие – это не только клевета: дурные слова, даже если они не содержат лжи, приносят огромный вред человеку. Тора приводит немало примеров того, как злословие изменило судьбу многих людей в худшую сторону. Йосеф злословил своих братьев перед отцом – известно, сколько испытаний потом обрушилось на него. Даже если злословие не выходит за пределы семьи, последствия могут быть разрушительными!

Мало того: злословить нельзя не только человека, но и что бы то ни было. Разведчики, посланные в Страну Израиля, злословили землю и природу – в результате весь еврейский народ был обречен 40 лет скитаться в пустыне…

Есть заповедь, обязывающая каждого еврея ежедневно вспоминать, что Б-г сделал с Мириам. Мириам злословила Моше перед их братом Аароном и получила за свой грех проказу. Тора говорит, что прокаженного надо отделить от всех, изолировать от ближних и от всего народа. Наши мудрецы объясняют, что проказа – «болезнь злословия»: с человеком, дурно говорящим о ближнем, жить рядом невозможно, потому что его слова отравляют жизнь окружающим.

Более того, злословие отравляет и жизнь того человека, который позволяет себе говорить о других дурно. Об этом 34-й псалом: «Хочет ли человек жить и любит ли он долгую жизнь, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов». Иначе говоря, злословие укорачивает жизнь, и лишь тот, кто воздерживается от дурных слов, будет иметь долгий век.

В другом псалме, 120-м, царь Давид определяет злословие как «изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми». Слово, как стрела, бьет далеко: человек в Москве сказал дурное о человеке, находящемся в Австралии, и через десять уст зло дойдет до того. Слово, как угли, долго горящие под слоем пепла: один раз сказано дурное о человеке, а он и через десять лет чувствует последствия. Сказать о человеке дурное – хуже, чем ударить: боль от удара пройдет через несколько часов, самое большее – через несколько дней, а боль от злых слов будет ощущаться годами.

И еще в одном смысле слово как стрела: оно вылетело – а дальше человек, сказавший его, теряет над ним всякий контроль. Как говорят наши мудрецы: «Пока человек не сказал, он хозяин своего слова, когда он сказал – слово его хозяин». Потом человек сколько угодно может убеждать окружающих, что, дескать, «не хотел», что «его не так поняли», – раз сказанное, злое слово гуляет по свету, и последствия его ощущаются на многих людях, много лет.

Один еврей пришел к раввину, чтобы покаяться в грехе злословия и спросить совета, как исправить сделанное. Раввин сказал ему: возьми подушку, иди на рынок и там разрежь наволочку. Еврей так и сделал: пух разлетелся по всей площади. Ага, подумал еврей, теперь люди сочтут, что я не в своем уме и не будут верить моему злословию… Вернулся к раввину, доложил обо всем. Ну что ж, говорит раввин, а теперь собери все пушинки до последней…

В Талмуде сказано, что злословие убивает троих: говорящего, слушающего и того, кого злословят. С первыми двумя все понятно: один нарушил заповедь, второй его поощрил своим вниманием. Но почему наказана жертва злословия? Да именно потому, что наши дурные слова делают так, что плохое, пребывающее внутри человека, выходит наружу. В каждом человеке есть частицы добра и частицы зла, и каждое наше слово стимулирует либо позитивную сторону человека, о котором идет речь, либо негативную.

Это знает всякий родитель: если ребенок нашалил, не дай Б-г начать говорить, какой он плохой! В этом случае ребенок начнет назло шалить еще больше – ну, разве что он будет поступать плохо тайком, чтобы избежать наказания. Это классический пример злословия: скажешь человеку, что он плохой, он и будет плохим! Правильное поведение родителей в этом случае – поговорить с ребенком с глазу на глаз, объяснить ему, что никто не сомневается, что по природе своей он хороший и стремится поступать хорошо, но на сей раз допустил ошибку, а впредь надо делать вот как. Тогда ребенок почти наверняка изменится в лучшую сторону – добрые слова будут стимулировать его положительные качества.

Знаменитый хасидский раввин, Бердичевский цадик, никогда не позволял себе говорить плохо о людях и от своих учеников требовал того же. Почему? Потому что дурное слово созидает дурную реальность. В триаде человеческих инструментов для изменения мира – мысли, слове и деле – именно слово обладает наибольшей динамичностью. Мысль всегда существует внутри человека, дело – всегда вовне. И только слово, исходящее из человека в мир, становится сущностью реализуемой. В этом его сила. Следует пользоваться этой силой осторожно, чтобы слово несло в мир только добро.

Раввин Берл Лазар

Источник:  журнал Лехаим

" ["post_title"]=> string(57) "Жизнь и смерть на кончике языка" ["post_excerpt"]=> string(495) "Мудрецы нашего народа учат, что очень многие из бед и испытаний, которым подвергались евреи в разные моменты своей истории, были вызваны не дурными действиями, а дурными словами. Даже Храм был разрушен из-за «необоснованной вражды» – неуважения и злословия между людьми." ["post_status"]=> string(7) "publish" ["comment_status"]=> string(6) "closed" ["ping_status"]=> string(6) "closed" ["post_password"]=> string(0) "" ["post_name"]=> string(33) "zhizn-i-smert-na-konchike-yazyika" ["to_ping"]=> string(0) "" ["pinged"]=> string(0) "" ["post_modified"]=> string(19) "2018-01-11 15:12:30" ["post_modified_gmt"]=> string(19) "2018-01-11 12:12:30" ["post_content_filtered"]=> string(0) "" ["post_parent"]=> int(0) ["guid"]=> string(44) "https://mjcc.ru/?post_type=news&p=75506" ["menu_order"]=> int(0) ["post_type"]=> string(4) "news" ["post_mime_type"]=> string(0) "" ["comment_count"]=> string(1) "0" ["filter"]=> string(3) "raw" }
search
злословие

Слово создало мир, слово способно его изменить – в лучшую сторону или в худшую. Слово может даже убить: еврейская пословица гласит, что «жизнь и смерть находятся на кончике языка». Мудрецы нашего народа учат, что очень многие из бед и испытаний, которым подвергались евреи в разные моменты своей истории, были вызваны не дурными действиями, а дурными словами. Даже Храм был разрушен из-за «необоснованной вражды» – неуважения и злословия между людьми.

Понятно, что клеветать на ближнего, говорить о нем неправду – большой грех. Но злословие – это не только клевета: дурные слова, даже если они не содержат лжи, приносят огромный вред человеку. Тора приводит немало примеров того, как злословие изменило судьбу многих людей в худшую сторону. Йосеф злословил своих братьев перед отцом – известно, сколько испытаний потом обрушилось на него. Даже если злословие не выходит за пределы семьи, последствия могут быть разрушительными!

Мало того: злословить нельзя не только человека, но и что бы то ни было. Разведчики, посланные в Страну Израиля, злословили землю и природу – в результате весь еврейский народ был обречен 40 лет скитаться в пустыне…

Есть заповедь, обязывающая каждого еврея ежедневно вспоминать, что Б-г сделал с Мириам. Мириам злословила Моше перед их братом Аароном и получила за свой грех проказу. Тора говорит, что прокаженного надо отделить от всех, изолировать от ближних и от всего народа. Наши мудрецы объясняют, что проказа – «болезнь злословия»: с человеком, дурно говорящим о ближнем, жить рядом невозможно, потому что его слова отравляют жизнь окружающим.

Более того, злословие отравляет и жизнь того человека, который позволяет себе говорить о других дурно. Об этом 34-й псалом: «Хочет ли человек жить и любит ли он долгую жизнь, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов». Иначе говоря, злословие укорачивает жизнь, и лишь тот, кто воздерживается от дурных слов, будет иметь долгий век.

В другом псалме, 120-м, царь Давид определяет злословие как «изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми». Слово, как стрела, бьет далеко: человек в Москве сказал дурное о человеке, находящемся в Австралии, и через десять уст зло дойдет до того. Слово, как угли, долго горящие под слоем пепла: один раз сказано дурное о человеке, а он и через десять лет чувствует последствия. Сказать о человеке дурное – хуже, чем ударить: боль от удара пройдет через несколько часов, самое большее – через несколько дней, а боль от злых слов будет ощущаться годами.

И еще в одном смысле слово как стрела: оно вылетело – а дальше человек, сказавший его, теряет над ним всякий контроль. Как говорят наши мудрецы: «Пока человек не сказал, он хозяин своего слова, когда он сказал – слово его хозяин». Потом человек сколько угодно может убеждать окружающих, что, дескать, «не хотел», что «его не так поняли», – раз сказанное, злое слово гуляет по свету, и последствия его ощущаются на многих людях, много лет.

Один еврей пришел к раввину, чтобы покаяться в грехе злословия и спросить совета, как исправить сделанное. Раввин сказал ему: возьми подушку, иди на рынок и там разрежь наволочку. Еврей так и сделал: пух разлетелся по всей площади. Ага, подумал еврей, теперь люди сочтут, что я не в своем уме и не будут верить моему злословию… Вернулся к раввину, доложил обо всем. Ну что ж, говорит раввин, а теперь собери все пушинки до последней…

В Талмуде сказано, что злословие убивает троих: говорящего, слушающего и того, кого злословят. С первыми двумя все понятно: один нарушил заповедь, второй его поощрил своим вниманием. Но почему наказана жертва злословия? Да именно потому, что наши дурные слова делают так, что плохое, пребывающее внутри человека, выходит наружу. В каждом человеке есть частицы добра и частицы зла, и каждое наше слово стимулирует либо позитивную сторону человека, о котором идет речь, либо негативную.

Это знает всякий родитель: если ребенок нашалил, не дай Б-г начать говорить, какой он плохой! В этом случае ребенок начнет назло шалить еще больше – ну, разве что он будет поступать плохо тайком, чтобы избежать наказания. Это классический пример злословия: скажешь человеку, что он плохой, он и будет плохим! Правильное поведение родителей в этом случае – поговорить с ребенком с глазу на глаз, объяснить ему, что никто не сомневается, что по природе своей он хороший и стремится поступать хорошо, но на сей раз допустил ошибку, а впредь надо делать вот как. Тогда ребенок почти наверняка изменится в лучшую сторону – добрые слова будут стимулировать его положительные качества.

Знаменитый хасидский раввин, Бердичевский цадик, никогда не позволял себе говорить плохо о людях и от своих учеников требовал того же. Почему? Потому что дурное слово созидает дурную реальность. В триаде человеческих инструментов для изменения мира – мысли, слове и деле – именно слово обладает наибольшей динамичностью. Мысль всегда существует внутри человека, дело – всегда вовне. И только слово, исходящее из человека в мир, становится сущностью реализуемой. В этом его сила. Следует пользоваться этой силой осторожно, чтобы слово несло в мир только добро.

Раввин Берл Лазар

Источник:  журнал Лехаим

Берл Лазар
Об авторе
Впервые раввин Берл Лазар побывал в России в 1988 г. А год спустя лидер движения «ХАБАД-Любавич» Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон благословил его на работу по возрождению еврейской религиозной жизни в СССР, и в 1989 г. раввин Лазар приехал в Москву.

В 2000 году раввин Берл Лазар был избран главным раввином России.

В настоящее время под духовным попечительством раввина Берла Лазара возрождены еврейские общины более чем в 350 городах России и СНГ, действуют национальные школы и детские сады, в десятках городов работают раввины, функционируют синагоги и благотворительные организации.

Раввин Берл Лазар свободно владеет итальянским, английским, русским, ивритом и идишем.

Раввин Берл Лазар женат, имеет 13 детей.
Читайте также