В середине июля в Одесском литературном музее, открылась выставка, посвященная легендарному даже для Одессы человеку, Льву Марковичу Зингерталю. Одесский куплетист-сатирик, пришедший на эстраду в девяностых годах позапрошлого века, старейшина жанра, исполнитель, автор текстов и скрипач-аккомпаниатор в «одном флаконе», он был участником артистической жизни города, юга Российской империи, а затем и СССР на протяжении 75 лет, вплоть до своего девяностолетия.Лев (Лейб) Зингер (Зингерталь) родился в 1880 году. Говорят, что он был одиннадцатым ребенком в семье. Как-то раз к 12-летниму Лейбу, который гулял на городской площади и глазел на шатер балагана, мечтая попасть на цирковое представление, обратился зазывала балагана. Он предложил мальчику разыграть сценку, в качестве платы – он попадет на представление. Конечно, мальчик согласился. По правде говоря не столько Лейб понравился балаганщику, сколько его кепка. Под ней спрятали яйцо, а потом зазывала шлепнул Лейба по голове и, яйцо расплылось под кепкой и потекло по физиономии. Безусловно, народ на площади хохотал. И две минуты смеха зрителей дали Лейбу возможность попасть на представление. Короче, он остался в цирке и путешествовал с ним несколько лет, пока не придумал концепцию своего самостоятельного творчества. 17-летний Лейб стал куплетистом. Он придумал себе сценическое имя Лев Зингерталь под которым и выступал вплоть до 1938 года. Понятно, почему он прекратил свою артистическую деятельность именно в это время. Сатирические куплеты после 37 года – верный путь в ГУЛАГ.Жанр юмористических и сатирических куплетов был очень популярен в начале 20 века в России, а особенно в Одессе. Зингерталь выступал с песенками и куплетами собственного сочинения, аккомпанируя себе на маленькой скрипочке. Он был смешным и грустным одновременно. Зрители обожали его. Как правило, его выступление заканчивалось ироничной песенкой «Зингерталь, мой цыпочка, сыграй ты мне на скрипочке». Достоверно известно, что Зингерталь автор мелодии известной песенки «Лимончики». Вариантов текстов имеется невероятное множество, даже Лебедев-Кумач претендовал на авторство, но как говорится – эту песню написал народ. К сожалению, не сохранилось никаких записей Зингерталя. Есть только ноты и тексты некоторых куплетов. Популярность куплетиста породило множество «лжезингерталей», которые под его именем гастролировали по России. Поэтому в своих афишах он указывал: «Едет Лев Маркович Зингерталь – настоящий».Куплеты на политические темы привносили в жизнь Зингерталя массу проблем. Одна такая история, случившаяся не на гастролях, а в Одессе, описана Валентином Катаевым в романе «Хуторок в степи». Катаев пишет, что Зингерталь для увеличения сборов был приглашен хозяйкой иллюзиона петь куплеты перед сеансами. Однажды, «зная, что публика любит политику, она приказала Зингерталю подновить свой репертуар чем-нибудь политическим и подняла цены на билеты. Зингерталь сделал мефистофельскую улыбку, пожал одним плечом, сказал «хорошо» и на следующий день вместо устаревших куплетов «Солдаты, солдаты по улицам идут» исполнил совершенно новые, под названием «Галстуки, галстучки».Прижав к плечу своим синим лошадиным подбородком крошечную, игрушечную скрипку, он взмахнул смычком, подмигнул почечным глазом публике и, намекая на Столыпина, вкрадчиво запел:У нашего премьераУжасная манераНа шею людям галстуки цеплять…После чего сам Зингерталь в двадцать четыре часа вылетел из города, мадам Валиадис совершенно разорилась на взятки полиции и была принуждена ликвидировать свой иллюзион…». Может не без участия Зингерталя выражение «столыпинский галстук», т.е. виселица ушли в народ.Лев Маркович не писал мемуаров, поэтому сведения о нем иногда носят полумифический характер. Вот одна то ли быль, то ли небылица. Рассказана она была самим Зингерталем своим родственникам.В 1918 году, когда большевиков выгнали из города и власть между собой делили Центральная Рада, Добровольческая армия и австрийцы, у Льва Зингерталя украли фрак. Какой-то форточник проник в гримерную и унес. Что делать? В этот, прямо скажем, переломный исторический момент у Льва Марковича был, увы, только один концертный фрак. Без него не в чем – в буквальном смысле! – выйти на сцену. Заказывать новый не на что и, главное, некогда – концерт завтра, и это единственное средство заработка. Лишившись его, можно смело «положить зубы на полку». И Зингерталь обратился к криминальному авторитету, «королю Молдаванки» Мишке Япончику. Известно было, что Миша любит и не дает в обиду артистов, у одесситов на слуху была история, как наказал он налетчика, ограбившего Шаляпина. Лев Маркович написал Япончику письмо, и посыльный отнес его по известному адресу. Вернулся посыльный с ответом, что Миша обещал помочь. Это обещание Япончик сдержал, причем молниеносно. В тот день в течение нескольких часов вежливые молодые люди принесли куплетисту более десятка фраков разного размера, цвета и изношенности. Один стащили в цирке у шпрехшталмейстера, другой – у тенора Оперного театра, третий – у швейцара ресторана (раздели перед входом). Там было все что угодно, не было только фрака, украденного у самого Зингерталя. Однако он не растерялся, составил из принесенных разноцветный комплект, и концерт, несмотря ни на что, состоялся.Говорят, что Буба Касторский, знаменитый персонаж из фильма «Неуловимые мситетли» по стилю и манере исполнения «срисован» с Зингерталя. Для молодых актеров шестидесятых годов, стремящихся обновить советский театральный канон, расширить жесткие его рамки, Лев Маркович Зингерталь, пришедший на эстраду в конце ХIХ века, был просто неисчерпаемым кладезем. Если судить по игре А. Миронова в пьесе Маяковского «Клоп» (роли Присыпкина и Олег Баяна), по спетым им песням (например, «Остров невезения» в фильме «Бриллиантовая рука» или «Белеет мой парус» в телесериале «12стульев»), по исполненным им куплетам («Любовь не картошка» и др.), уроки старого куплетиста пошли на пользу. И в том, что конкурс актерской песни носит имя А. Миронова, есть, несомненно, заслуга Льва Зингерталя. А вот что пишет А. Ширвиндт в книге воспоминаний «Былое без дум», изданной в 1994-м году: «…Бессознательно льстишь самому себе. Но сурово и честно… думаю, что самая точная аналогия со мной – это Л.М. Зингерталь, под фотографией которого в какой-то одесской книжке начала прошлого века написано: «Зингерталь – известный одесский салонный юморист и импровизатор»».Между прочим в спектакле Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир» Высоцкий исполнял известные куплеты Зингерталя, немного сократив их, и переиначив первую строку «На Перовском на базаре…». В оригинале «На Одесском на базаре…».Уйдя со сцены Зингерталь работал в Облгосэстраде на административно-технической работе. А после войны работал билетером в летом – в Летнем театре на Дерибасовской, зимой – в Филармонии. С сентября 1967 года до смерти в середине 1970-го года жил в семье сына.Лев Маркович был уважаем и любим в актерском цехе. Приезжая на гастроли в Одессу, его обязательно навещали на «боевом посту» либо в Летнем театре, либо в филармонии.Когда узнали, что пенсия Зингерталя – 15 рублей, решили помочь всем миром и выторговать у советского государства более достойную пенсию для Льва Марковича. Было написано письмо на имя дорогого Леонида Ильича, где указывалось (это 1963 год), что 83-летний старик вынужден работать, так как на пенсию в 15 рублей прожить невозможно. Подписали обращение Валентин Катаев, Лев Кассиль, Вера Инбер, Илья Эренбург, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко и еще ряд артистов эстрады, театра и кино. Но Леонид Ильич не Мишка-Япончик. Дело затянулось на год. В ноябре 1963 года Зингерталю дали таки «приличную» пенсию – целых 50 рублей. Но и такое увеличение расценивалось советскими людьми как благо. Утесов на именном бланке Народного артиста пишет в Одессу: «Дорогой друг! Огромную радость доставили Вы мне сообщением, что наши усилия увенчались успехом. <…> Сердечно Вас поздравляю и с пенсией и с Новым годом».Пенсией местного значения Лев Маркович наслаждался более шести лет. С девяностолетием его поздравили Всероссийское театральное общество, Москонцерт, Ленконцерт, Одесская киностудия, земляки и друзья по цеху. Киноактер Кара-Дмитриев в поздравительной телеграмме писал: «Ах какая чудесная жизни деталь, что в Одессе живет до сих пор Зингерталь». Илья Набатов поздравил с 90-летием Льва Марковича так: В одном из писем, присланном к 90-летию написано:«Я дружу с тобой с 1925 года. Помнишь, как мы в Самарканде, ночью, с ведром клейстера и щеткой в руках ходили по городу и расклеивали наши афиши, на которых красовалось двустишье:Разгоняет скуку и печальИлья Набатов, Зингерталь!Левушка!Ты был корифеем эстрады. Твое имя гремело по всей стране. <…>Ведь что для шахматистов Таль,То для эстрады Зингерталь.Всем это ясно без дебатов.Твой верный другИлья Набатов».Хочется надеятся, что материалы, которые были переданы для выставки, посвященной Льву Зингерталю в Одесский литературный музей его потомками, станут постоянной экспозицией.(Использован материал из статьи А.Рапопорта на сайте booknik.ru)L

-
Глава торы Тазрия, Мецора
Скоро Лаг ба-Омер
-
Сегодня 17-й день омера
с вечера 18-й день омера -
Осталось 16 дней
до Лаг ба-Омер -
2 Ияра
578530 АпреляКонвертер дат
2025
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Жил в Одессе человек по имени Лев Зингерталь
Главная / Жил в Одессе человек по имени Лев Зингерталь