Еврейская летопись Эстонии.
В марте 2019-го года в Таллине произошел антисемитский инцидент – неизвестный оскорбил главного раввина Шмуэля Кота, направлявшегося в синагогу. На следующий день полицейские задержали 27-летнего мужчину, ранее уже судимого за различные преступные деяния. За нарушение общественного порядка и употребление наркотического и психотропного вещества оскорбившему главного раввина Эстонии назначили восемь дней ареста, что стало весьма показательным случаем, ведь огромное количество евреев этой страны и так уничтожил Холокост. В огне ШОА погибло от 7500 до 8500 местных и иностранных иудеев. Примечательно, что в эстонской истории наших собратьев имеются свои отважные герои, жестокие палачи и душевные спасители. Место нашлось всем – и тем, кто безжалостно уничтожал евреев, и тем, кто активно сражался с врагом, и тем, кто будучи неевреем, смело протягивал руку помощи обреченным, рискуя собственной жизнью… Обо всем этом в нашем очерке…
Раввин Эфраим Шмуэль Кот, главный раввин Эстонии, который изо всех сил пытается возродить в этой стране былой еврейский дух и в этом видит свою миссию, родился в Иерусалиме, а в 2000-м году отправился в одну из самых маленьких точек Европы с целью эту миссию осуществить. Интересно, что та самая таллинская новая синагога на улице Кяру, д.16, куда направлялся в тот злополучный день наш герой, стала первым Бейт Хабадом и первой синагогой, построенной в 2007 году в Эстонии после Второй мировой войны, где любой еврей может чувствовать себя комфортно, где проводятся занятия по изучению Торы, синагогальные службы, и предоставляется помощь во всем, что связано с еврейским образованием и практикой иудаизма. Зал нового здания способен принять 230 человек, дополнительное количество женщин вмещает балкон, там же открыт единственный в Эстонии кошерный ресторан «Иерусалим». Действовавший в эстонской столице до немецкой оккупации молельный дом на улице Маакри оказался полностью разрушенным в результате попадания бомбы советской авиации в марте 1944-го года. После Второй мировой войны последний еврейский молельный дом Таллина до 2000-го года находился в небольшом одноэтажном здании на улице Магдалеэна.
Если обратиться к прошлому, еврейская жизнь Эстонии началась относительно поздно по сравнению с другими европейскими средневековыми странами. Ее отсчет можно вести с первой половины 19-го столетия. Указ русского царя Александра Второго от 1865-го года официально позволил евреям селиться в Эстонии, но речь шла о так называемых кантонистах, малообразованных евреях, служивших в царской армии, и об их потомках. Экс – солдат царской армии после службы заселяли в то самое государство, расположенное в Северной Европе на восточном побережье Балтийского моря, омываемым водами Финского и Рижского заливов. Уже после заселения кантонистами туда прибыли квалифицированные рабочие и более образованные евреи. Позже, бывшие царские солдаты и еврейские ремесленники открыли первую в Эстонии еврейскую общину, а первая община в Таллине, заработавшая примерно в 1830-м году, насчитывала около сорока человек.
В небольших городках словно грибы после дождя начали то и дело появляться молельные дома; умерших евреев хоронили по всем традициям на еврейском кладбище. Члены общин пытались запустить собственную образовательную сеть, к примеру, в 1880-е годы заработали еврейские начальные школы, было построено столичное учебное заведение для мальчиков.
Надо отметить, что на тот момент эстонские евреи числились в основном розничными торговцами, квалифицированными рабочими, ремесленниками. Но потом, получив достойное образование, они внесли значительный вклад в академические круги страны, ведь с конца 19-го столетия “наших людей” допустили до учебы в крупнейшем университете в Тарту. В 1884-м году энтузиасты основали “Академический союз по еврейской истории и литературе”, “Еврейское театральное общество”. На тот момент эти два проекта максимально развивали еврейскую культурную и образовательную жизнь в интеллектуальной столице, которой был город Тарту.
С обретением независимости Эстонии в 1918-м году условия еврейской жизни в стране изменились. Примерно 200 евреев и 70 добровольцев воевали в эстонской Освободительной войне против Красной армии и германского ландесфера. В мае 1919-го года свое заседание провел Первый конгресс еврейских общин Эстонии, набросав важнейшие вехи будущего нации. Молодое государство и его местное население оказались достаточно толерантны и лояльны к иным культурам и национальным меньшинствам, что весьма благоприятствовало всяческому развитию иудаизма в тех краях.
В 1919-м году в Таллине открыли еврейскую школу, по всей стране вовсю заработали очередные еврейские союзы, клубы, общества, начал набирать популярность еврейский спортивный союз “Маккаби”, в ходе деятельности которого местная еврейка Сара Тейтельбаум, позже уничтоженная в Холокост, 17 раз становилась в стране мастером легкой атлетики, установила 28 национальных рекордов. Ее брат, Рубин Тейтельбаум, также радовал поклонников своими небывалыми спортивными успехами. Тогда же, примерно 100 евреев училось в университете Тарту, часть из них постигала юриспруденцию, часть – медицину.
С 1934-го года в высшем учебном заведении Тарту появилась кафедра еврейских исследований, было зарегистрировано пять еврейских студенческих союзов, набирало обороты сионистское молодежное движение, а несколько эстонских евреев даже совершили путешествие в Палестину.
12 февраля 1925-го года эстонское правительство приняло закон о национальных меньшинствах. В тот период в стране насчитывалось 3045 евреев, и документ позволил признать их таковым. Официальным еврейским органом в государстве стал “Еврейский культурный совет”.
Раввином Таллина в то время служил доктор теологии Аба Гомер, мужественный человек, которой трагически погиб во время Холокоста. Забегая вперед, скажем, что очевидцам предстала страшная картина: осенью 1944-го года фашисты надели на его шею собачий ремень и проволокли через весь город в тюрьму, а жители города смотрели, смеялись, шутили и издевались над ним. Но в свой последний путь раввин Гомер шел с гордо поднятой головой, только слезы лились по его еще роскошной черной бороде.
До прихода немцев больше половины эстонских иудеев занималось торговлей и оказанием услуг, образование из них имели лишь некоторые. В стране существовало, фактически, государство в государстве – “Еврейская врачебная ассоциация”, “Еврейское представительство торговли и промышленности”, в Таллине и в Тарту, функционировали еврейские кооперативные банки.
Потом пришла война, и Холокост безвозвратно разрушил первоначальную еврейскую общину Эстонии, обозначенную фашистами территорией, свободной от дочерей и сыновей Сиона. О страшных, зловещих событиях тех дней местным жителям и гостям курортного местечка Клоога постоянно напоминает монумент, посвященный уничтоженным узникам одноименного концлагеря, установленный на месте бывшего нацистского логова. Лагерь существовал до освобождения его советскими войсками в сентябре 1944-го.
К сожалению, еще раньше все еврейские общества, союзы, созданные ранее, запретили, а еврейские предприятия передали государству. В 1941-м году примерно 10 процентов еврейского населения Эстонии вместе с основной частью государственной элиты депортировали в Сибирь. Удивительный факт: некоторые из них, пережив ужасы ГУЛАГа, вернулись домой, в то время как на их малой родине зверски уничтожили практически всех евреев. Когда началась война, уже на второй неделе наступлений вермахт занял эту небольшую европейскую страну. Некоторым евреям удалось убежать в СССР или в Финляндию, а те, кто остался, были безжалостно убиты, в том числе, старики и больные, погибла еврейская профессура, оказался разгромлен еврейский университет в Тарту, в огне Катастрофы тлел огромный пласт культуры идишкайта и ее носителей. Часть фашистов занималась расстрелами, часть – активно чертила на бумаге преступные планы, многие эстонцы присоединились к войскам СС, стирая с лица земли, помимо евреев, местных коммунистов, бывших партийных работников.
На знаменитой германской конференции в Ванзее 20 января 42-го года нацисты решили полностью очистить Эстонию от неарийцев, соорудив на территории данного государства более 20-ти концентрационных и исправительно – трудовых лагерей для местных и для иностранных евреев из Франции и Голландии. Однако, некоторым несчастным кто-то отчаянно старался помочь, например, накануне вторжения частей немецкой армии в Эстонию Уку Мазинг, профессор по семитским языкам в университете Тарту, автор работ по фольклору народов мира, переводивший с древнееврейского, с санскрита, с греческого, с английского и с других языков, открыто выступил против нацизма. В 1941-ом году, после того, как злодеи оккупировали Тарту, он уволился из вуза и отвечал отказом на все предложения немецких университетов. Потрясенный зверствами по отношению к своим соседям, он и его жена Эха решили спасти бывшего студента кафедры еврейских наук Тартуского университета Исидора Левина, впоследствии ставшего доктором филологических наук и профессором фольклористики. Супружеская пара достала для него поддельные документы и прятала в своем доме. После войны профессор Мазинг участвовал в деятельности комиссий против нацистских военных преступников, а также принимал активное участие в сборе документов, связанных с убийствами евреев в различных частях Эстонии. Конечно же, Яд Вашем удостоил его почетного звания «Праведник народов мира».
Судьба выжившего Исидора Левина, без сомнения, заслуживает отдельного внимания: “Сидя за чайным столом, мы вчетвером решили, что я останусь в Эстонии. Это были Уку Мазинг, бывшая его студентка с Богословского факультета – жена Эха, а также наша гостья – студентка Салме Нийленд. Положение было очень серьезное, можно сказать, фатальное…” – писал он в своих воспоминаниях.
После того, как прятаться у Мазинга стало невозможно, юноша всё-таки попал к нацистам и провёл несколько лет под чужими именами в лагерях и тюрьмах в Эстонии и Германии, приложив руку к искажению анкет при переводе ответов других заключённых. Он делал это во имя спасения людей от уничтожения. После освобождения в 1945-м году Левин трудился переводчиком у русских солдат, нашёл Мазинга, но был арестован советскими властями, а после примерно годового заключения отпущен на свободу: “Вскоре Уку поведал мне об еще одном страшном месте. Когда Красная Армия вытеснила немцев из Эстонии, в бывшем нацистском концлагере Клоога обнаружили поленницы дров с трупами евреев, многие из которых не успели сгореть. Власти решили выяснить, кто виноват в этом преступлении. Надо было опросить живых свидетелей, чтобы хотя бы узнать, кто эти убитые, откуда они. Предстояло также изучить сохранившиеся документы. Для этого была создана государственная комиссия, заслуживающая доверия, в которую входили также епископ Эстонской Евангелической лютеранской церкви и, по его просьбе, Уку Мазинг, как специалист, владеющий еврейскими языками,” – сообщал будущий ученый в своих мемуарах под названием “Из копилки моей жизни и мыслей”.
В 2001-м году Исидор Левин получил эстонский Орден белой звезды 4-го класса, вручив Тартускому университету свою личную библиотеку, а в 2012 году за вклад в культуру получил эстонское гражданство, о котором впервые начал хлопотать еще в 1940-м.
По окончании сражений некоторые уцелевшие евреи вернулись в Эстонию, но, к сожалению, в новом атеистическом советском обществе еврейство вновь оказалось под запретом. Конечно же, к иудаизму прикасались тайно, на окраинах городков, в подполье. До конца 80-х годов двадцатого века в стране не имелось еврейских общин и союзов, лишь в марте 1988-го года с приходом Михаила Горбачева в конце темного тоннеля забрезжил слабый мерцающий свет. В Таллине, наконец, распахнули свои двери “Еврейское культурное общество”, еврейская воскресная, а позже средняя школа, постепенно, после долгого ледникового периода, начали появляться те или иные национальные союзы и структуры, в том числе, еврейский детский сад.
Послевоенная еврейская община Эстонии, насчитывающая сегодня, в основном, людей преклонного возраста, официально открылась в 1992-м году, являясь в настоящий момент членом Всемирного еврейского и Европейского еврейского конгрессов, Европейского еврейского фонда.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что, вопреки недругам и Холокосту, массовому отъезду «наших» людей из Эстонии в Израиль, США и другие страны Европы, еврейская жизнь этого государства продолжается, и, конечно же, не без помощи того самого главного раввина, Шмуэля Кота. Подвергшийся оскорблениям уроженец Израиля благородно и с огромным достоинством прокомментировал произошедшее: “За последние сутки после выражения антисемитских настроений в отношении евреев я получил рекламу, которую и не искал. Благодарю представителей всех слоев общества, выразивших поддержку нашему народу. Также я признателен государственным органам за их быструю реакцию и профессионализм. Прощаю этого человека и надеюсь, что он усвоит урок и научится уважать своих сограждан, мыслящих или выглядящих иначе. Вам, моим братьям и сестрам, евреям Эстонии, хочу напомнить, что мы должны объединяться и укреплять замечательные традиции нашего народа. Давайте распространять свет и радость в нашем окружении!”
Автор: Яна Любарская
Читайте также