Спустя неделю после Исхода евреев из Египта, в день, который мы отмечаем как последний день праздника Песах, произошло одно из самых больших чудес в истории еврейского народа – расступились воды Красного моря.
Глава Торы “Бешалах” содержит описание этого чуда и того, что за этим последовало. Потрясенные люди поют песню благодарности Всевышнему. Поют мужчины и женщины, но, как подчеркивается в Торе, радость женщин была больше радости мужчин — они не только пели, но и играли на музыкальных инструментах: “…и вышли все женщины… с тимпанами и свирелями” (Пятикнижие, книга Шмот, 15:20).
Мудрецы постановили, чтобы в синагогах в Субботу после чтения главы “Бешалах” читали главу из Книги Судей, посвященную аналогичному сюжету – песне женщины: “И пела Двора…” Мидраш рассказывает, что когда расступились воды моря и ангелы готовы были присоединиться к песне людей, то Всевышний запретил им это делать, пока не закончится песнь евреев. Мидраш уточняет: Всевышний хотел услышать сначала песню женщин. Чем же можно объяснить особую радость женщин в момент освобождения? Дело в том, говорят мудрецы, что именно женщины страдали в Египте в наибольшей степени. Ведь самый страшный антиеврейский указ фараона предписывал уничтожать новорожденных еврейских мальчиков. Материнское сердце не в состоянии выдержать подобное. Боль и страдание отца в этом случае, как правило, менее глубоки. Вот почему женщины выражали большую радость, чем их мужья.
Мудрецы не устают повторять, что Тора – не учебник истории, а поучение, инструкция, имеющая отношение к любому человеку в любом поколении, актуальная во все века. Человеконенавистнические указы “фараона” издаются постоянно, просто выглядят они всякий раз по-новому. Если фараон египетский требовал уничтожать еврейских детей в прямом смысле слова, то “фараон” в каждом новом поколении для достижения той же цели облекает ее в другую, более цивилизованную форму, не столь жестокую, но не менее опасную.
Сегодня, когда по милосердию Б-жьему еврейский народ находится в относительной безопасности, фараоновы указы одеты в духовные одежды. Нынешнего “фараона” зовут “ассимиляция”.
Атмосфера, царящая среди евреев в разных странах, завлекает их в страшные ловушки. Если в Египте еврейских детей топили в Ниле, являвшемся божеством Египта, символом его мощи, культуры и уклада жизни, то сейчас мы часто позволяем утопить наших детей в водах мировой цивилизации, лишая их возможности получить еврейское образование, познать мудрость Вечной Торы.
Такое положение таит в себе огромную опасность. Еврейский народ не может существовать без Торы. Мы лишаем себя будущего, если сегодня подчиняемся указу “фараона” и равнодушно наблюдаем, как топят наших детей.
Как и в свое время в Египте, этот указ имеет наибольшее отношение к женщинам. Именно они, женщины, способны противостоять грозящей народу опасности, позаботившись о еврейском воспитании своих детей. Кто, как не мать, больше всего общается с ребенком, она и спасет его, она и будет петь песнь благодарности Всевышнему, подобно пророчице Мирьям и остальным женщинам, вышедшим из Египта.
Из бесед Ребе
Сокращенное изложение р-на А.Фейгина