Лицо, смотрящее на нас с фотографии, передающейся в семье из поколения в поколение, полно величия. Густая широкая борода, субботний штраймл, шелковая капота и глубокие глаза, излучающие доброту и мудрость – так я описывал своей семье и моим спутникам моего прапрадеда по материнской линии, р. Моше Рехтмана, когда мы возвращались с ранней утренней молитвы у Западной Стены в праздник Шавуот. Я рассказывал им истории, которые услышал от матери в детстве и которые всплывали в моей памяти, когда множество людей приходило в течение всей ночи праздника Шавуот, чтобы прикоснуться к камням Стены, остатка нашего Храма, да будет отстроен он в наши дни. В этом году мне посчастливилось провести праздник в Святой Земле по случаю семейного торжества, запланированного сразу после праздника.
В праздник Шавуот принято есть молочные блюда, и по этому случаю я рассказывал о р. Моше Рехтмане, которого жители старого Иерусалима называли «реб Мойше-сыровар». Его отец р. Барух Цви был из знатной семьи, а супруга р. Моше происходила из известной семьи Эпштейн, знаменитой многими раввинами. Р. Моше был образованным человеком и оставил интересные мемуары.
Через год после того, как его отец р. Барух Цви поднялся в Землю Израиля и обнаружил, что в Иерусалиме можно зарабатывать на жизнь производством сыра, он отправил письмо своему младшему сыну р. Моше, который уже демобилизовался из царской армии и обосновался с семьей в Турове в Беларуси. Отец призвал его подняться в Иерусалим, жить в Святой Земле и заняться производством сыра. В производстве козьего сыра и в производстве вина есть свои сезоны. Когда наступает сезон изготовления сыра, на виноградниках еще нет гроздей, а когда приходит сезон производства вина, у коз в природных условиях уже нет молока. Поэтому человеку, живущему плодами своего труда, даётся возможность зарабатывать на жизнь обоими способами параллельно: сначала он делает сыр, а через несколько месяцев он делает вино!
И вот 140 лет назад, в конце 1884 года, р. Моше отправился из Турова со своей женой и двумя детьми в путь в Иерусалим, настроенный решительно, как бывший солдат. В те времена в еврейском народе считалось, что жители Страны Израиля лишь учат Тору, а жители стран диаспоры их содержат. Реб Моше был готов доказать всем евреям, что и в Стране Израиля можно зарабатывать на жизнь плодами своего труда! Свои воспоминания мой прапрадед написал «в память для будущих поколений о наших усилиях, которые мы приложили, чтобы зарабатывать на жизнь трудом рук своих». Они полны величия людей хасидизма и праведности, которые поистине «соединили Тору и труд».
Читайте также