“Из тесноты воззвал я к Б-гу – простором ответил мне Б-г”. – Псалмы 118:5
“Между теснин” – так называет пророк Йермиягу (Иеремия) период между 17 Тамуза, днем, когда были проломлены стены Иерусалима, и днем 9 Ава, когда Святой Храм был разрушен и началось изгнание народа Израиля. До настоящего времени, эти два дня отмечаются как дни поста, а трехнедельный перешеек между ними – как период траура и раскаяния.
Зауженность, однако, не является преградой; напротив, это – механизм для увеличения производительности. Гидроэлектростанции, ракеты и садовые шланги используют этот принцип, чтобы выжать большую мощь и скорость из материала, который они содержат. Шофар, своим звуком пробуждающий человека к раскаянию, является также таким устройством: его узкий конец, сжимает поток воздуха, исторгающийся из легких трубящего в пронзительную ноту, выходящую из его широкого, верхнего конца.
То же самое верно для теснин 17 Тамуза и 9 Ава и для двух тысяч лет физического изгнания и духовной тьмы, которые мы оплакиваем в эти дни. Двадцать столетий притеснения провернули еврейскую душу через воронку изгнания, раскрыв ее самые глубинные помыслы и проявив ее самые высокие потенциалы. В этих ужасных теснинах мы никогда не прекращали искать Б-га, и именно этот поиск приведет к “Б-жественному простору” окончательного Избавления и совершенного мира мессианской эры.
“В тот день, – объявляет пророк, – прозвучит Великий Шофар. И придут пропавшие в земле Ассирии и заброшенные в земле Египта, и поклонятся Б-гу на Святой горе, в Иерусалиме”. В тот день, совершенство и великолепие Б-жественного творения прорвется через границы сокрытия и раскроется в неограниченном осознании.
Автор: р-н Янки Таубер