Сергей Жилин — российский пианист, дирижёр, бэнд-лидер, аранжировщик, композитор и педагог. Заслуженный артист Российской Федерации (2005).
Руководитель музыкальных коллективов, объединённых общим названием «Фонограф»: «Фонограф-Джаз-Трио», «Фонограф-Джаз-Квартет», «Фонограф-Джаз-Квинтет», «Фонограф-Джаз-Секстет», «Фонограф-Дикси-Бэнд», «Фонограф-Джаз-Бэнд», «Фонограф-Биг-Бэнд», «Фонограф-Симфо-Джаз».
Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, откуда был отчислен ввиду наличия многочисленных увлечений помимо музыки — авиамоделизм, футбол, вокально-инструментальные ансамбли… В итоге Сергей окончил ПТУ по специальности «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов». Правда, до настоящих летательных аппаратов руки так и не дошли: под влиянием пластинки «Ленинградский диксиленд», музыки Луи Армстронга и регтайма Скотта Джоплина в исполнении Раймонда Паулса Сергей начал заниматься джазом.
В 1982 году он пришёл поступать в студию музыкальной импровизации, которая располагалась при ДК «Москворечье». На отборочном конкурсе Сергей исполнял составленную из классических произведений программу, которую играл на экзамене в ЦМШ, и тот самый регтайм в собственной обработке. Преподаватели очень высоко оценили исполнительский уровень абитуриента (таких «продвинутых» студентов в студии можно было по пальцам перечесть), и впоследствии всегда делегировали его на студийные выступления и концерты. К концу первого курса сложился фортепианный дуэт — Сергей Жилин и Михаил Стефанюк. Играли регтаймы Скотта Джоплина и собственные обработки традиционных стандартов для двух роялей.
Рождение «Фонографа»
Первое появление «Фонографа» на сцене в составе традиционного диксиленда состоялось весной 1983 года на джазовом фестивале в студии при ДК «Москворечье». Позже на одном из очередных фестивалей студии состоялось знакомство с Юрием Саульским, который в 1986 году пригласил «Фонограф» для участия в Московском джазовом фестивале. Затем было выступление на фестивале «Московская осень», который ежегодно устраивал Союз композиторов. Уже с первых шагов на своем творческом пути коллектив молодых музыкантов успешно завоевывал любовь и интерес публики.
В 1992 году на эстрадном конкурсе в Ялте Сергей познакомился с художественным руководителем и главным дирижёром Президентского оркестра РФ Павлом Овсянниковым. Молодой музыкант заинтересовал Овсянникова высоким уровнем игры, умением работать с любым музыкальным материалом, способностью быстро и качественно делать аранжировки. Павел Борисович стал приглашать пианиста на выступления и гастроли со своим оркестром. Так в 1994 году состоялось совместное выступление Сергея Жилина (рояль) и бывшего президента США Билла Клинтона (саксофон). Вместе они исполнили «Summertime» и «My Funny Valentine». Клинтон поблагодарил своего музыкального партнёра, а госсекретарь США Уоррен Кристофер поинтересовался, «откуда у парня американская грусть». Сергей ответил, что просто любит джаз — и уже давно. Совместный джем имел огромный успех, а Клинтон тогда сказал, что для него было «большой честью играть с лучшим джазовым пианистом России». С тех пор к Сергею Жилину прочно прикрепился титул «пианиста, который играл джаз с американским президентом». Потом было выступление на приёме, который устроил мэр Москвы в честь Лайзы Минелли, знакомство с Томом Джонсом, многочисленные выступления с самыми яркими российскими звёздами…
К 1995 году «Фонограф» оформился в целую организацию — Культурный центр «Фонограф». Спустя некоторое время была создана студия звукозаписи, в которой по сей день записываются и музыкальные коллективы «Фонографа», и многие известные российские артисты.
Концертная деятельность
Первый большой сольный концерт «Фонографа» состоялся в 1995 году в Центральном доме кинематографистов под эгидой Московской джазовой ассоциации. Он был записан телевидением и показан на Первом канале в цикле «Джаз по четвергам».
В 1996 году в Доме композиторов состоялся юбилейный концерт Сергея Жилина «30 — это много или мало…», в том же зале, в котором 20 лет назад впервые на «взрослую» сцену вышел ученик Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Сережа Жилин. В качестве гостей были приглашены коллеги по цеху. Позже вышла в свет пластинка с самыми яркими моментами концерта, которых было очень много.
Ещё одна из наиболее запомнившихся программ того времени — концерт памяти Эллы Фицджеральд в Театре Эстрады.
В 1996—1997 годах в театре «Школа современной пьесы» прошёл цикл концертов под названием «Фонограф-Джаз-Театр». Это были не совсем обычные сольные концерты: туда приглашали единомышленников, влюбленных в джаз друзей и коллег. С каждым гостем музыканты «Фонографа» играли одну-две совместные композиции. Эта идея нашла своё логическое завершение в программе, которую «Фонограф» представил в Театре эстрады в апреле 1997 года. И название концерта было очень точным — «Мы хотим быть разными». Русский фольклор, блюз, поп-музыка, эстрадный танец, художественное чтение и, конечно, джаз — все это, как в калейдоскопе, было представлено на сцене в тот вечер.
В 1997 году состоялся ещё один знаковый для Сергея Жилина и «Фонограф-Джаз-Бэнда» концерт в Театре эстрады — «В созвездии Оскара Питерсона». Организатор и вдохновитель программы, Жилин собрал на одной сцене ведущих джазовых пианистов страны — в концерте участвовали Игорь Бриль, Даниил Крамер, Андрей Разин. Это был блестящий парад солистов и мастеров импровизации.
1999 год в свою очередь запомнился концертом «Фонограф-Джаз-Квартета» «Посвящение Оскару Питерсону» в Концертном зале им. П. И. Чайковского.
В 2001 году на фестивале «Джаз над Волгой» в Ярославле музыканты «Фонографа» познакомились с джазменами из Барлингтона (США). Американцы пригласили коллег на свой джазовый фестиваль. В США «Фонограф-Джаз-Квартет» приняли очень хорошо, и вместо запланированных четырёх концертов коллектив отыграл целых шесть. В том же году «Фонограф-Джаз-Квартет» участвовал в фестивалях российского искусства во Франции и Италии.
Следующий год ознаменовался для музыкантов выступлением на самом большой и престижном европейском джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария) — там в июле 2002 года у «Фонограф-Джаз-Квартета» состоялись 4 аншлаговых концерта.
В 2002—2003 годах «Фонограф» играл роль аккомпанирующего оркестра в мюзикле «Чикаго» в Театре эстрады. Именно в этом проекте Сергей Сергеевич Жилин впервые встал за дирижёрский пульт. Специально для «Чикаго» был создан оркестр, два десятка виртуозов которого впоследствии составили основу «Фонограф-Биг-Бэнда». Первый концерт нового коллектива состоялся в 2003 году в Театре эстрады в рамках международного фестиваля «Триумф джаза».
В мае 2007 года Сергей Жилин выступил музыкальным руководителем и главным дирижёром концертной версии рок-оперы «Парфюмер» с участием оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз». А уже осенью он взял на себя роль продюсера и художественного руководителя концерта в Театре эстрады, посвященного памяти Юрия Сергеевича Саульского и 55-летию его творческой деятельности. В ноябре в театре «Золотое кольцо» состоялась премьера совместной концертной программы Алексея Иващенко и оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» «Игра по новым правилам». Впоследствии эта программа была ещё не раз показана на крупных концертных площадках Москвы.
В 2013 году оркестру «Фонограф» исполнилось 30 лет, и этот юбилей коллектив с размахом отпраздновал 23 октября на главной сцене страны, в Государственном Кремлёвском дворце, при участии звёзд российской эстрады.
«Фонограф» сейчас
Если начать перечислять все фестивали и концерты с участием Сергея Жилина — список будет весьма впечатляющим: гастроли по России и за рубежом, многочисленные фестивали в России, джазовый абонемент в Твери, абонементы в театре «Золотое кольцо» и Московском международном Доме музыки, международные фестивали в Германии, Турции, Индии, Австрии.
Сергей Жилин не только активно концертирует и гастролирует, но и записывает пластинки: на сегодняшний день в его активе более 20 релизов на различных носителях. Это не только концертные записи, но и студийные работы, где Сергей Жилин реализует себя в различных составах: от сольных импровизаций и фортепианных дуэтов до джэм-сейшнов с коллегами по джазу, блюзовыми и рок-музыкантами.
В 2005 году Сергею Жилину было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
«Фонограф» и ТВ
В 2005 году в истории «Фонографа» началась «телевизионная эра». Первой работой на телевидении стал проект «Хазанов против НТВ» («Фонограф-Джаз-Бэнд»).
Далее были «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» (2006—2009), в этом проекте Сергей Жилин выступил как музыкальный руководитель и главный дирижёр. Задача перед оркестром стояла непростая — надо было исполнить множество произведений разных жанров и стилей. Главная же сложность состояла в том, что к исполнению предлагалась не традиционная танцевальная музыка, а известные песни, которые нужно было обработать и аранжировать в новой танцевальной стилистике, но коллектив справился с поставленной задачей на «отлично».
Отдельного внимания заслуживает работа оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» в музыкальных шоу Первого канала.
В 2006 году в эфир вышел проект «Две звезды», мгновенно ставший одним из самых ярких событий телевизионного сезона. Сергей Жилин вновь взял на себя обязанности музыкального руководителя и главного дирижёра. Здесь сроки были ещё более жесткими, чем в «Танцах»: оркестру необходимо было подготовить музыкальный материал сразу к пяти-шести программам. В результате оркестр обеспечивал живой звук на площадке на протяжении всех 5 сезонов. В четвёртом сезоне проекта (2012) Сергей Жилин впервые примерил на себя роль вокалиста: их дуэт с Анжеликой Варум занял третье место по итогам голосования жюри.
В 2008 году симфоджазовый состав «Фонографа» участвовал в съёмках телешоу «Можешь? Спой!». С 2009 по 2016 год оркестр аккомпанировал звёздам российской эстрады в программе «ДОстояние РЕспублики».
В 2012 году главный телеканал страны выпустил на экраны музыкальное шоу «Голос». На протяжении четырёх сезонов живым музыкальным сопровождением проекта выступает оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина. «Голос» принципиально отличается от всех традиционных вокальных конкурсов на отечественном телевидении в первую очередь исключительно живым звучанием — все номера записывают с одного дубля, за которым стоят многочасовые репетиции с «Фонографом».
В 2014 году зрители увидели первый сезон шоу «Голос. Дети», рейтинг которого не отстает от «взрослого» проекта. Живой звук на съёмочной площадке обеспечивает оркестр «Фонограф-Джаз-Бэнд».