Еще до того, как мой сын задал традиционные «четыре вопроса» в ночь седера, у него был свой собственный вопрос. В первый седер я попытался отделаться каким-то объяснением, но на следующий день, во второй седер, он снова задал вопрос и на этот раз потребовал удовлетворительных объяснений. В конце концов, основной смысл Песаха – «И расскажи сыну твоему», и многие обычаи в ночь седера выполняются для того, чтобы «дети спросили».
И вот вместе с гостями мы попытались понять вопрос и найти ответ:
«Перед тем, как есть «карпас», мы благословляем «создавший плод земли», и имеем в виду в этом благословении также «марор», который будем есть позже – так как и то, и другое плоды земли. Но почему благословляя «Создавший плод виноградной лозы» перед первым бокалом, мы не можем иметь в виду и второй бокал? Почему его нужно благословлять отдельно?»
Мы проанализировали вопрос и поняли, что он относится и паре «третий бокал – четвертый бокал». Третий бокал нужно благословить, так как между первыми двумя и ним находится трапеза и благословение после трапезы, и внимание уже отвлечено от первых двух бокалов. А четвертый?..
Прежде всего, мы сделали такое замечание. По закону «не произносят благословение, в котором нет нужды». Благословение перед марором не нужно, он уже «охвачен» благословением карпаса, вот мы и не произносим лишнее. А бокалы? Каждый из них – самостоятельная заповедь, каждый из них связан с другой идеей, каждый заслуживает самостоятельного внимания.
А потом мне пришла в голову такая идея. Марор в седере «охвачен» благословением, мы произносим «…заповедавший нам есть марор». Мы уделили ему внимание, мы отметили его хвалой Всевышнему, поэтому и можем обойтись без благословения «Сотворивший плод земли». В отличие от него, никакого благословения «…заповедавший пить четыре бокала» нет! Потому и нужно «отмечать» благословением каждый бокал.
Вы думаете, на этом кончилось? Вы не знаете моего сына. Он продолжал спрашивать:
«Ведь перед вторым бокалом тоже есть отдельное благословение, «Избавляющий Израиль!»»
Я ему ответил, что в этом благословении виновообще не упоминается, Избавление с ним не связано, а поэтому нам нужно отдельное благословение «Сотворивший плод виноградной лозы» для этого бокала. Это объяснение, кстати, применимо и к четвертому бокалу.
Остался вопрос пятого бокала. В этом году мы его не пили, но надеемся в скором времени, в наши дни выпить бокал Избавления!
Читайте также