Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Законы поста 17 тамуза

05 июля 2023 / Главная / Важное / Иудаизм / Еврейские праздники / Три недели траура / Законы общественных постов
search
17-tamuz

С Б-жьей помощью

ЗАКОНЫ ПОСТА 17 ТАМУЗА

Составитель: раввин Мордехай-Цви Дубравский

17 тамуза произошло 5 трагических для еврейского народа событий:

1. Моше, учитель наш, разбил первые скрижали завета.
2. Перед разрушением Храма перестали приносить ежедневное жертвоприношение (из-за осады не осталось животных).
3. Была пробита стена Иерусалима.
4. Апостомус сжег свиток Торы, который записал Эзра (по этому свитку выверяли остальные свитки).
5. Апостомус поставил идола в Храме
В память об вышеупомянутых событиях мы постимся в этот день (у евреев пост –это день, когда нельзя есть и пить вообще ничего).

Этот пост определяется как «обычай, который евреи приняли на себя как обязанность», потому что обязанность поститься была во времена, когда были массовые преследования евреев, но в наше время, когда нет массовых преследований, пост зависит от обычаев общины. Но на деле, на протяжении многих поколений еврейский народ принял на себя посты на все время, пока мы находимся в изгнании. И так установлен закон в Шулхан Арухе: «Все обязаны поститься в эти 4 общественных поста (3 тишрея, 10 тевета, 17 тамуза и 9 ава) и запрещено нарушать это установление».

Законы поста

1. Пост начинается с восходом утренней зари (не путать с восходом солнца) и длится до выхода звезд.

Можно есть до утренней зари, но если человек пошел спать вечером и хочет встать до зари, чтобы поесть или попить, он должен перед сном решить, что так поступит. А если не имел это в виду, то нельзя есть и пить.

Но если у него есть привычка вставать ночью попить, или даже если привычки нет, но проснулся и хочет пить, то можно попить.

Тот, кто не собирался вставать поесть, но проснулся и поел до зари, после зари постится как обычно, читает вставки в молитве на дни общественных постов, и его можно вызвать к чтению Торы, как любого, кто постится.

2. В своде законов Шулхан Арух написано, что в пост нельзя только есть и пить, но можно мыться, пользоваться косметикой, кремами и т. п. и вступать в супружескую близость.

В пост можно окунаться в микву с горячей водой перед молитвой.

3. Нельзя ополаскивать рот и чистить зубы пастой, даже без воды. Если такая ситуация вызывает страдания у человека, можно разрешить почистить зубы пастой без воды. Если страдает от невозможности сполоснуть рот, можно помыть рот водой и жидкостью для полоскания рта, но надо при этом наклоняться вперед, чтобы случайно не проглотить воду, которой ополаскивают рот.

4. Жевательная резинка запрещена, потому что она оставляет вкус во рту.

5. Прием лекарств. Если таблетки горькие, их можно глотать. Если надо запивать их водой, надо добавить в воду что-то горькое и выпить минимально необходимое количество. Если таблетки имеют приятный вкус, надо завернуть их в тонкую бумагу и там проглотить. Если это сладкий сироп, можно пить только в случае предотвращения серьезного заболевания.

6. Нельзя пробовать еду во время готовки, даже если ее сразу сплевывают. Если готовят трапезу в честь заповеди (например, в честь обрезания), можно попробовать во время готовки, но сразу сплюнуть.

7. Что делать, если человек забыл, что сегодня пост и произнес благословение на еду, и не успев попробовать, вспомнил, что нельзя есть? Авторитеты Алахи не пришли к единому мнению по этому поводу. Одни считают, что надо откусить маленький кусочек и проглотить его, чтобы не произносить впустую Имя Всевышнего в благословении. Согласно другому мнению в такой ситуации есть нельзя, а надо сказать фразу, которую говорят всегда в случае случайного упоминания имени Всевышнего: «Барух шем квод малхуто леолам ваэд» («Благословенно славное Имя царства Его во веки веков»).

На практике следует поступать согласно второму мнению и ничего не есть.

8. Если забыл, что сегодня пост и начал есть, а затем вспомнил: нужно перестать есть и выплюнуть то, что сейчас во рту, а не глотать. После этого надо продолжать поститься в этот день и не надо поститься в другой день, чтобы компенсировать этот пост.

9. Можно дотрагиваться до еды, и не надо опасаться, что человек забудет и съест ее.

10. Среди авторитетов Алахи есть разные мнения насчет обязанности жениха и невесты поститься в течение недели после свадьбы. На практике, если у них нет сил, они не должны поститься.

11. Кто освобожден от поста:

Мальчики до 13 лет и девочки до 12 лет – освобождены от поста.

Больной – даже для не опасно больного, который не на постельном режиме можно облегчить и разрешить не поститься. Также пожилой человек, который страдает может не поститься, особенно в этом году, когда пост переносится на следующий день.

Беременные и кормящие: раби Йосеф Каро, составитель Шульхан Аруха пишет, что беременные и кормящие не постятся (кроме 9 ава и Йом Кипура), но раби Моше Исерлиш (РАМО) пишет, что это только в ситуации, когда они сильно страдают. Принято поступать по мнению раби Йосефа Каро, и освобождать от поста всех беременных и кормящих.

Беременные освобождаются от поста, начиная с 40-го дня от начала беременности, но если сильно страдают, то и раньше. Кормящей считается любая женщина в течении 24 месяцев после родов, даже если она не кормит грудью.

Те, кто освобождены от поста могут есть прямо с утра. При этом требуется соблюдать следующие условия:

1. Им следует есть не публично.
2. Они не должны есть деликатесы, например, мясо и вино.
3. Надо произносить благословения до и после еды.
4. Им не надо компенсировать пост в другой день, но хорошо выкупить пост, дав деньги на благотворительность.
Обрезание: поскольку пост переносится на 18 тамуза, родители ребенка, моэль и сандак могут помолиться молитву Минха с самого времени, когда ее можно читать, при этом произносят вставки в молитве на день поста, и могут после этого есть (но трапезу, на которую приглашают гостей, устраивают только вечером, после выхода звезд).

Молитва в пост

Анейну (ответь нам)
В утренней молитве хазан добавляет вставку «Анейну» («Ответь нам») в молитве Амида между благословениями Гоал Исраэль («Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля») и «Рэфаэйну» («Лечи нас, Г-сподь»).
Но эти слова может говорить только тот, кто постится, поэтому вести молитву должен постящийся.
Хазан говорит эти слова, даже если в синагоге присутствует только 3 человека, которые постятся, но если нет даже трех постящихся, то он читает молитву «Анейну» в благословении «Шма колейну» («Услышь наш голос»), завершая это благословение словами «Благословен Ты, Г-сподь, который отвечает народу своему Израилю в час бедствий,и внимает молитве».
Если забыл прочитать вставку «Анейну» вовремя, и вспомнил перед тем, как сказал слово «Г-сподь» в предложении «Благословен, Ты, Г-сподь, исцеляющий больных», читает «Анейну» («Ответь нам)», а затем повторяет благословение «Лечи нас».
Но если уже сказал слово «Г-сподь», то продолжает читать, а вставку «Анейну» читает в благословении «Шма колейну» («Услышь наш голос»), и заканчивает это благословение словами «Благословен Ты, Г-сподь, который отвечает народу своему Израилю в час бедствий, и внимает молитве».
А если забыл прочитать и там, пусть скажет«Анейну» после завершения последнего благословения Амиды – «Благословен, Ты, Г-сподь, благословляющий миром народ свой Израиль», перед словами «Да будет угодны Тебе…».
А если уже сделал 3 шага назад в конце молитвы, то повторять молитву Амида и читать вставку «Анейну» не надо.
В Амиде молитвы Минха, произносимой всей общиной шепотом, молящиеся читают вставку «Анейну» в благословении «Шма колейну» («Услышь наш голос»), а во время повторения Амиды хазан читает эту вставку там же, где и в утренней молитве – после благословения «ГоалИсраэль» («Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля»).
Если молящийся забыл сказать «Анейну» в благословении «Услышь наш голос», он должен сказать этот отрывок после фразы «Иѓью лерацон» («Да будут угодны Тебе слова моих уст и помыслы сердца моего…»), следующей после последнего благословения Амиды. А если уже сделал 3 шага назад в конце молитвы, то повторять молитву Амида и читать вставку «Анейну» не надо.
По поводу тех, кто не постится – есть мнение, что они не читают вставку «Анейну», а есть мнение, что читают, только вместо слов «ответь нам в день поста нашего» говорят: «ответь нас в день этого поста».
Слихот (молитвы раскаяния): во время утренней молитвы после «нефилат апаим» (молитвы «Псалом Давида», которую читают облокотившись на руку),читают Слихот, а затем читают длинную молитву «Авину малкейну» («Отец наш, Владыка наш»).
Благословение коэнов: в пост хазан читает текст благословения коэнов так же во время молитвы Минха.
Чтение Торы: Во время утренней и дневной молитв читают в Торе отрывок на дни общественных постов «Ваихаль» (Шмот, 32:11-14, Шмот, 34:1-10). Тору читают только если среди присутствующих есть хотя бы три постящихся, и вызывают к Торе только того, кто постится. Но, если вызвали человека, который не постится, и его признание может привести к позору, он не обязан говорить, что не постится, и выходит к Торе, как обычно.
Еврейский обычай давать больше денег на благотворительность в день поста. Перед молитвой Минха принято давать деньги «взнос поста», и некоторые жертвуют сумму, которую потратили бы на еду в этот день, если бы не постились.
Любавичский ребе после молитвы Минха говорил слова, которые пробуждают народ к раскаянию.
Дай Б-г, чтобы в заслугу постов и молитв мы удостоились прихода Мошиаха, вскоре, в наши дни, и тогда все посты превратятся в дни веселья и радости, и в праздники.

Читайте также

Медиа

Суд над движением. Часть 1.

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11