Из свода “Кицур Шулхан Арух”
1. Пророки постановили, что в те дни, когда наших предков постигали бедствия, следует поститься. Цель этой заповеди – пробудить сердца к раскаянию, напомнить о проступках наших предков, вызвавших эти бедствия, заставить нас задуматься о наших собственных проступках, вырвать нас из привычной колеи жизни и побудить нас вернуться ко Всевышнему, чтобы с новыми силами и с обновленным чувством исполнять Его заповеди.
В книге пророка Ионы содержится чрезвычайно выразительный намек на суть поста. В этой книге рассказывается, что царь города Нинвэ (Ниневии), узнав о приговоре, который вынес Всевышний его городу, объявил всеобщий пост и повелел: “Пусть вернется каждый с дурного пути своего”. А дальше сказано: “И увидел Б-г дела их…”, – не пост их был Ему важен, но дела – а именно, что “…вернулись они с дурного пути своего…”, и вот тогда “…передумал Б-г, решив не делать того зла, которым Он угрожал им”.
На этом примере мы видим, что главное – это тшува (раскаяние, возвращение ко Всевышнему с целью исполнять Его заповеди), а пост – лишь подготовка к тшуве. Отсюда следует, что человек, который в дни постов ничего не ест и не пьет, но проводит весь день в развлечениях – как бы не постится, но всего лишь худеет (по выражению Любавичского ребе, р. Йосефа-Ицхака).
2. Перечислим дни установленных пророками общественных постов, обязательных для каждого еврея.
а) 3 тишрей, когда был предательски убит Гдалья бен Ахикам, наместник вавилонского царя в Стране Израиля. В результате этого убийства немногочисленные евреи, еще остававшиеся в стране, вынуждены были бежать в Египет, и страна окончательно опустела.
б) 10 тевета, когда царь Вавилонии начал осаду Иерусалима, что в конечном счете привело к разрушению Первого Храма и изгнанию всего еврейского народа с родной земли.
в) 17 тамуза, когда произошло пять бедствий: Моше-рабейну разбил Скрижали Завета (см. Шмот, 32:19), прекратились жертвоприношения за весь народ в Храме и была пробита городская стена во время осады Иерусалима (как во времена Первого Храма, так и во времена Второго), впервые была публично сожжена Тора и по приказу нечестивого правителя в Святая святых Храма был установлен языческий идол (относительно дат последних двух событий мнения авторитетов расходятся).
г) 9 ава – наиболее трагическая дата еврейского календаря. В этот день Всевышний вынес приговор, согласно которому все сыны того поколения, что вышло из Египта, должны были умереть в пустыне, не увидев Страны Израиля. “И плакал народ в ту ночь” (Бемидбар, 14:1) – поверив клевете на Страну Израиля. Мидраш говорит, что Всевышний разгневался и сказал: “Вы плачете без причины?! Я дам вам причину плакать в эту ночь из поколения в поколение!”.
Девятого ава были разрушены оба Иерусалимских Храма, в конце восстания Бар-Кохбы в этот день пал последний оплот повстанцев – город Бейтар, многочисленное население которого римляне истребили. Девятого ава римляне уничтожили остатки Второго Храма, а саму Храмовую гору перепахали. И с тех пор, из поколения в поколение, в этот день происходят всевозможные беды. Так, Девятого ава евреи были изгнаны из Испании (в 1492 г.); началась Первая мировая война (в 1914 г.), принесшая неисчислимые бедствия евреям Восточной Европы; начал действовать лагерь смерти в Треблинке (в 1942 г.).
д) О Посте Эстер см. ниже, 133:3-6; о посте первенцев 14-го нисана см. выше, 110:7.
3. Если общественный пост приходится на субботу, его переносят на воскресенье. Из всех перечисленных выше постов только 10 тевета может совпасть с пятницей, и в этом случае его не переносят на другой день, а постятся до самого наступления субботы.
4. Если какой-либо из общественных постов совпал с одним из “семи дней пира” после свадьбы, жених и невеста обязаны поститься: их личный праздник не отменяет поста и траура всего народа.
5. Пост Девятого ава отличается от остальных постов тем, что продолжается целые сутки, в то время как остальные посты – от рассвета до выхода звезд (цет акохавим). Поэтому в ночь, предшествующую общественному посту (кроме Девятого ава), можно есть все время, пока не заснули глубоким сном, пусть даже не в постели, а сидя за столом. Однако если ранее высказали условие, что будут есть и пить после сна (а тот, кто всегда пьет после сна, не обязан ставить такое условие), то делать это разрешается до самого рассвета. В канун же Девятого ава следует прекратить есть и пить еще до захода солнца. Кроме того, в дни остальных постов разрешается мыться, носить кожаную обувь, не запрещена супружеская близость, но Девятого ава всё это запрещено.
Тем не менее человек, который заботится о своей душе, должен и в остальные посты воздерживаться от всего, что запрещено делать Девятого ава (кроме ношения кожаной обуви), а супружескую близость позволить себе в ночь на один из этих постов только в том случае, если в этот вечер жена его была в миквэ (см. ниже, 142:13).
6. Девятое ава отличается от остальных постов еще и тем, что беременные женщины и кормящие матери в случае плохого самочувствия, а также больные, жизни которых болезнь не угрожает, обязаны поститься в этот день. В прочие посты они освобождены от этой обязанности. Те, кому раввин разрешил не поститься, а также дети, которые уже понимают смысл поста, должны есть в эти дни только самую простую пищу и лишь в том количестве, которое необходимо для поддержания их здоровья. Кроме того, в дни постов детей следует приучать воздерживаться от шумных и веселых игр и соблюдать траур вместе со взрослыми.
7. В любой из постов утром, встав ото сна, запрещается полоскать рот. Тем, кто готовит пищу, не разрешается ее пробовать – даже если они ее сразу же выплюнут.
8. Всякий раз, когда еврейскому обществу угрожает какая-либо беда, раввины имеют право обязать поститься всю общину. Так, в Стране Израиля раввинат объявляет всеобщий пост, если есть угроза засухи. В период преследований и несчастий, когда Галаха запрещает поститься, чтобы сохранить силы, евреи имеют право дать обет поститься определенное количество раз после того, как Всевышний пошлет им спасение, и это будет засчитано им, как если бы они уже постились ранее. Всевышний так сказал пророку Даниэлю: “Не страшись, Даниэль, потому что с первого дня, когда решил ты… поститься… услышаны слова твои” (Даниэль, 10:12).
9. Повторяя вслух “Шмонэ-эсрэ”, хазан произносит особое благословение “Анейну” (“Ответь нам”) между 7-м и 8-м благословениями – но лишь в том случае, если хотя бы трое из присутствующих в синагоге молящихся в этот день постятся. Остальные молящиеся только в “Минхе” добавляют “Анейну” к 16-му благословению (“Шма колейну”). Забыв прочитать “Анейну” и вспомнив об этом только после того, как произнесли имя Всевышнего в 16-м благословении, читают “Анейну” в конце заключительной части “Шмонэ-эсрэ” (“Мой Б-г!..”), прежде чем повторить слова “Да будет воля Твоя…”. Если же хазан, повторяя “Шмонэ-эсрэ”, забыл прочитать “Анейну” как отдельное благословение и спохватился до того, как произнес имя Всевышнего в конце 8-го благословения, он прочитывает “Анейну” как полагается и затем повторяет 8-е благословение (“Лечи нас…”). Однако вспомнив, что пропустил “Анейну”, уже после того, как упомянул имя Всевышнего в 8-м благословении, хазан добавляет “Анейну” к 16-му благословению, заканчивая его иначе: “Благословен… отвечающий во время беды и внимающий молитве”. Наконец, упустив и эту возможность, хазан должен прочитать “Анейну” как отдельное благословение после последнего, 19-го благословения (“Сим шалом”).
10. В дни постов (кроме Девятого ава) читают слихот, добавляя эти молитвы к “Тахануну”. После “Нефилат апаим” начинают сразу со слов “Б-г наш и Б-г отцов наших”, опуская все, что напечатано в сидуре перед этим (т. к. все это относится к случаю, когда слихот читают перед началом “Шахарит”). В последнем пиюте не принято повторять рефрены после каждой строфы – за исключением слихот, которые читают 10 тевета. Отрывок “Услышь наш голос” читают, открыв арон кодеш: каждый из первых четырех стихов сначала произносит хазан, а “миньян” повторяет за ним; начиная с пятого (“Не оставляй нас…”) – все читают одновременно. Исповедь (“Б-г наш и Б-г отцов наших”) также пропускают, так как ее читали перед “Нефилат апаим”, и начинают сразу со слов “Мы обвиняли невиновных”. Вместо короткой молитвы “Отец наш, Царь наш” перед окончанием “Тахануна” читают длинную – как в Рош-Гашана (внося в нее легкие изменения, как обозначено в сидуре).
В понедельник и четверг, когда в “Таханун” вставляют молитву “Веу рахум”, ее заканчивают перед словами “Страж Израиля” и начинают слихот, а прочитав их, возвращаются к тому месту, где прервались, и произносят “Страж Израиля”. Затем вместо короткой молитвы “Отец наш, Царь наш” читают длинную (как сказано выше) и заканчивают “Таханун” (“А мы не знаем, что делать нам…”).
11. В дни постов читают отрывки из Торы (Шмот, 32:11-14 и 34:1-10), в которых содержатся молитвы Моше, обращенные ко Всевышнему с просьбой проявить милосердие к сынам Израиля после того, как они согрешили, создав золотого тельца. Тору разрешается в пост читать лишь при условии, что в синагоге есть хотя бы три человека, которые в этот день постятся (их и вызывают к Торе). По обычаю, чтец в трех местах повышает голос и прерывает чтение, а молящиеся хором заканчивают: “Отступись от гнева Твоего…” (Шмот, 32:12), “Б-г – Б-г Всесильный…” до слов “…не очищающий [нераскаявшегося]” (Шмот, 34:6,7) и “и простишь Ты грех наш…” (Шмот, 34:9).
12. Тот, кто по какой-либо причине не постится, не должен выступать в качестве хазана в дни общественных постов.
13. В дни постов дают больше, чем обычно, денег на цдаку. Есть обычай давать в качестве цдаки беднякам ту сумму, которую потратили бы в этот день на еду.