Из свода “Кицур Шулхан Арух”
1. В ночь праздника Шавуот “Маарив” молятся позже обычного, чтобы быть в полной уверенности, что исполнено предписание Торы: “…семь недель; полными должны они быть” (Ваикра, 23:15). Ведь если объявить о святости 50-го (от начала “Сфират гаомер”) дня раньше, чем он наступит на самом деле, получится, что от отрезка времени между праздниками Песах и Шавуот что-то убавили!
2. Написано в “Зогаре” о ночи праздника Шавуот: “Благочестивые люди давних времен не спали в эту ночь, но трудились, изучая Тору”. На этом основан обычай бодрствовать в ночь на Шавуот и читать сборник, называющийся “Тикун лейль Шавуот”. Слово тикун означает “исправление”. Это название связано с еще одним объяснением смысла этого обычая: накануне дарования Торы у горы Синай сыны Израиля спокойно спали – хотя, казалось бы, в ожидании столь великого события они должны были бодрствовать. Поэтому мы, исправляя такое поведение наших предков, всю ночь готовимся к дарованию Торы.
3. Чтение “Тикуна” стараются закончить к рассвету и сразу после этого идут в миквэ. В наше время люди не столь сильны, как в прошлые столетия, и потому перед молитвой “Шахарит” рекомендуется немного поспать, чтобы потом, во время молитвы чувствовать себя бодрым. (О том, как читает утренние благословения человек, который не спал всю ночь, см. выше, 7:3.)
4. Праздник Шавуот – это не только годовщина дарования Торы. В этот день из года в год в духовном аспекте это событие повторяется заново, словно в первый раз, и это придает нам новые силы для изучения Торы и исполнения ее заповедей. В праздник Шавуот в синагоге читают главу Торы, в которой говорится о ее даровании, а Десять заповедей читают на особый мотив, который должен напомнить нам о голосе Всевышнего, услышанном тогда нашими предками. Поэтому принято для слушания Десяти заповедей приводить в синагогу детей, даже самых маленьких.
5. Во время чтения Десяти заповедей все стоят лицом к свитку Торы.
6. После “гафтары” читают молитву “Изкор” (см. выше, 114:5). За пределами Страны Израиля “Изкор” читают во второй день праздника.
7. По обычаю в праздник Шавуот едят молочную пищу – в память о том, что сразу после дарования Торы, получив законы о запрещенной пище, сыны Израиля не могли пользоваться посудой, пока не откашеровали ее, и поэтому они ели только молочное. С другой стороны, Галаха предписывает в праздник есть мясо, и чтобы не нарушить запрет о смешении молочного и мясного, следует тщательно соблюдать правила, о которых было сказано выше (38:7-19). Некоторые поступают следующим образом: перед молитвой Шахарит” едят легкую молочную закуску, а дневную трапезу делают мясной.