В главе Торы “Бегаалотха” сказано: “И говорил Всевышний, обращаясь к Моше…во второй год после исхода из земли Египетской…пусть принесут сыны Израиля пасхальную жертву”. На первый взгляд, в этих словах нет ничего необычного – все предельно ясно: еврейский народ, находясь в пустыне, должен отпраздновать годовщину своего освобождения из рабства и принести пасхальную жертву.
ТЕМНОЕ ПРОШЛОЕ
Странно другое: если следовать хронологическому порядку, то вся книга Бемидбар, описывающая 39-летний период пребывания евреев в пустыне, должна была бы начинаться именно с этих слов. Но эта глава – третья по счету. Почему же Тора нарушила хронологию изложения событий?
Вот как объясняет это “недоразумение” Раши: “Причина в том, что в этой главе содержится повеление принести пасхальную жертву в пустыне, а этот аспект выражает недостаток евреев и несет порицание Израилю… Милосердный не хотел начинать Книгу о славных переходах евреев по пустыне с порицания сынов Израиля”. Какой же “компромат” на нас с вами хранит Песах? Раши поясняет: “За все 40 лет странствования по пустыне сыны Израиля лишь однажды принесли пасхальную жертву. Этот случай как раз и описывается в приведенном отрывке”.
В нашей же главе говорится о том, как Всевышний разрешил перенести пасхальные жертвы для тех людей, которые по уважительной причине не смогли участвовать в праздновании вместе со всеми. Разрешил лишь потому, что они Его об этом попросили, хотя их было всего несколько человек. Этот факт еще больше бросает тень на еврейский народ – выходит, кроме этой небольшой группы “сознательных товарищей”, всем остальным было совершенно наплевать на законы празднования годовщины главного события в еврейской истории – выхода из Египта.
МОЛЧАЛИВЫЙ НАРОД
Но давайте не будем торопиться осуждать наших предков. Ведь сам Всевышний повелел нам, чтобы пасхальную жертву приносили лишь после вступления в землю Израиля. Об этом сказано в Торе (Шмот, 13: 5): “И будет – когда приведет вас Б-г в страну Кнаан… совершай это служение в этот месяц”.
То есть закон о принесении пасхальной жертвы вступает в силу в момент прихода на Святую Землю. Следовательно, тот факт, что до сих пор не приносилась пасхальная жертва, происходил в полном соответствии с желанием Всевышнего. За что же, в таком случае, евреи заслужили порицание и получили выговор за то, что в течение 39 лет они не приносили эту жертву? Ведь им не было указано совершать это в пустыне.
Но в этом-то и заключается их главный недостаток и причина обиды Творца на наш народ: они не просили!
Они не просили разрешения приносить в пустыне эту жертву. Именно потому, что им не было приказано, они, евреи, должны были требовать от Б-га права на это, движимые сильным желанием еще раз принести пасхальную жертву. Таков смысл комментария Раши.
“КОШЕРНЫЕ” ПРОСЬБЫ
Если бы сыны Израиля просили или даже требовали, чтобы им была дана возможность приносить пасхальную жертву, как поступили некоторые из их собратьев, было бы видно, как велико их желание благодарить Б-га за чудеса и за все удивительное, совершенное Б-гом ради них в Египте. Если бы они так поступили, Всевышний, несомненно, дал бы им Свое согласие, и в этом была бы их большая заслуга – они бы еще в пустыне начали приносить жертву Песаха.
Это могло бы стать великим исключением из правила. Дело в том, что вообще жертвоприношения – это заповеди, тесно связанные со временем. Запрещено приносить жертву после того, как проходит назначенное для нее время: “Упустил время – упустил жертву”. Но с пасхальной жертвой дела обстоят совершенно иначе. Вернемся к рассказу о том, как родилась заповедь о “втором Песахе”, и убедимся в этом.
Люди, находившиеся в состоянии нечистоты, когда никакую жертву приносить нельзя, не могли из-за этого участвовать в праздновании Песаха. Они пришли к Моше, прося и даже требуя: “За что же мы будем лишены возможности принести жертву Б-гу в назначенное для нее время?”
Известно, чего они добились: Всевышний дал им возможность приносить эту жертву ровно через месяц, во “второй Песах” – 14 ияра. Как видно из этого фрагмента, Всевышний выполняет “кошерные” просьбы евреев, а значит, если бы они Его попросили, то наверняка бы удостоились приносить пасхальную жертву в пустыне более одного раза!
ТОЛЬКО НЕ МОЛЧИ!
Из всего этого ясно, как важны Всевышнему наши просьбы. Просить у Б-га о чем-то хорошем – это положительное свойство, не просить – отрицательное.
Так как Тора вечна и вечны все ее указания, то ясно, что актуальна она всегда: в любом месте и в любое время, включая и наши дни, названные “днями Мошиаха”.
Нам нужно научиться просить и даже требовать, если нужно, чтобы Б-г осуществил для нас то, что давно уже обещал нам через Своих святых пророков – истинное и полное Освобождение, раскрытие праведного Мошиаха. И стесняться тут абсолютно некого и нечего. Ведь мы с вами мечтаем увидеть Третий Храм – это “кошерное желание”, а Всевышний мечтает о том, чтобы мы начали не только желать этого, а еще и просить, как самую необходимую вещь. Просить и требовать у Б-га ежедневно, чтобы был отстроен Храм, – вскоре, в наши дни!
Источник: “Ликутей Сихойс”, том 23; адаптированное изложение р-на Якова Байтмана
Как люди, переносившие Иосифа, могли принести пасхальную жертву?
15 ияра – через месяц после основного Песаха – в Песах Шени