Мы уже в главе Вайешев, но я хочу рассказать кое-что из прошлой главы Ваишлах. На прошлой неделе я поднял один вопрос, и Главный раввин России Берл Лазар упомянул о нем на своем первом уроке, который он дал в предыдущий Шабат, между минхой и «кабалат шабат». Ждать следующего года – слишком долго!
Вопрос был такой. В главе Ваишлах написано о том, как Яаков перевел всю свою семью через реку Ябок, а сам переправился обратно, чтобы принести забытые им «небольшие вещи». И когда он оказался один, внезапно пришел «ангел Эсава» и сражался с ним до рассвета, и в итоге Яаков победил. В память об этой истории с тех пор и по сей день запрещено есть «гид ѓа-наше», бедренное сухожилие животного. А где были сыновья Яакова? Почему они не отправились на его поиски, когда он внезапно пропал на долгое время?
Далее раввин Лазар спросил: почему Яаков так заботился о «небольших вещах», а его сыновья о них не заботились?
Раши в этом стихе, опираясь на Гемару, объясняет:«следовательно, для праведника его имущество дороже, чем его тело». Этот ответ интерпретируется в хасидизме так: поскольку вещи содержат искры святости, то если они попали к праведнику, он должен извлечь эти искры и направить их к святости. Это его дело. Праведники знают, где находятся искры, ожидающие избавления, они прилагают усилия к тому, чтобы собрать их и извлечь (как пишет Ребе в «Ѓайом Йом» на 1 хешвана). Так же поступил и праотец Яаков. А его сыновья были в тот момент не на его уровне, вот они и не беспокоились об имуществе так, как он.
Читайте также