(перевод р. Нисона Руппо)
Лейб Пузин – хасид Ребе Магараша (4-го Любавического Ребе) был очень богат. Он жил в городе Витебске, владел преуспевающим делом и имел несколько каменных домов и ещё много разного имущества. Он жил “на широкую ногу” и также раздавал много Цдоки (милостыни).
В том же городе жил ещё один хасид, тоже очень богатый – р. Шмуэль Брин. Он также хорошо разбирался в Талмуде и глубоко в Учении Хасидизма. Он был поставщиком стройматериалов для правительственных учреждений. И, несмотря на многочисленные заботы, не пропускал ни дня без изучения Торы.
В 5640 (1880) году дела р. Шмуэля покатились вниз и он, также, попался в ловушку мошенников, потерял всё своё богатство и попал в тяжёлые долги.
Вскоре р. Лейбу Пузину довелось быть при дворе Ребе Магараша. Он рассказал Ребе о своём деле и попросил благословения на успех. а когда закончил, вздохнул р. Лейб и сказал: “р. Шмуэль находится очень низко и ему требуется много Б-жьей милости.” И сразу добавил: “хотя сказано “ибо праведен Г-сподь во всех путях его”, и если уж Он так сделал, наверное это то, что должно было случится ,всё равно его очень жалко.”
Когда Ребе услышал последние слова р. Лейба он никак не отреагировал. Он положил ладони на глаза и погрузился в свои мысли.
Вскоре после этого начался пожар на льняных складах р. Лейба. Огонь уничтожил так же его дом и примыкающий к нему магазин, в котором, было товара на 20,000 рублей. Общий ущерб достиг 50,000 рублей.
Ужас взволнованный поехал р. Лейб в Любавич. Когда он зашёл в кабинет к Ребе, он разрыдался и рассказал о тяжелейшей катастрофе. которая с ним случилась. Всё это время Ребе наблюдал за ним “проникающими глазами”. Когда он закончил, Ребе сказал ему: «для своего друга р. Шмуэля Брина, который потерял всё своё имущество, ты нашёл утешения и оправдал небесный суд над ним, а когда дело дошло до твоего льна и твоего магазина ты шумишь на все миры, и всё это в час, когда у тебя ещё остались 2 здания и правительственные векселя. Выясняется, что “другой” и “я” это 2 абсолютно разные вещи».
Слова Ребе шокировали р. Лейба. Он вышел из кабинета Ребе с опущенными глазами и не сказав ни слова. Долгое время сидел он в одном из углов синагоги, углубившись в себя и задумавшись о проникновенных словах Ребе “другой” и “я” это 2 абсолютно разные вещи.
2 дня он ходил, как сомнамбула. В конце концов он решил зайти к Ребе ещё раз , попросить у него путь к исправлению и раскаянию. В душе он уже решил. что с сегодняшнего дня и далее будет предан всем сердцем для добра “другому”.
В этот раз лицо Ребе светилось, а глаза были нежные. Ребе Магараш взглянул на р. Лейба и сказал нараспев: “известно от имени Баал-Шем-Това, что каждый, кто говорит что-то о другом добро или зло, говорит это о себе. Если он оправдывает наказание другого, то он приводит наказание и на себя. А если он участвует в горе друга и старается ему помочь, то притягивает на себя добро и изобилие. Езжай домой, возьми 3000 рублей наличными и дай их р. Шмуэлю в долг, чтобы он мог купить товар, сплавить его на плотах и возродить своё дело. Деньги дай по-доброму, с желанной душой и из чувства благодарности Всевышнему за то, что Он удостоил тебя сделать добро.
Сразу после этого поезжай в Москву, чтобы купить новый товар для твоего магазина и Б-г восполнит твой ущерб вдвойне.
Когда р. Лейб вернулся в Витебск он сразу взял 3.000 рублей и поспешил к дому своего друга р. Шмуэля, но его не было дома. Целую неделю он искал р. Шмуэля и не находил его.
Р. Лейбу надо было срочно ехать в Москву , чтобы купить там новый товар, но слова Ребе для него были очень важны , и он ждал , чтобы исполнить вначале указание отдать ссуду другу.
Перед субботой, после того, как его неделю не было вернулся р. Шмуэль в Витебск. Сразу по окончании субботы р. Лейб пошёл к нему и хотел отдать ему деньги , но р. Шмуэль отказался : « о чём ты говоришь! Я не могу взять у тебя такую большую ссуду и ты не имеешь права так поступать. Упаси меня Б-г рисковать чужими деньгами в моём деле».
Р. Лейб был вынужден рассказать, что это указание Ребе. Р. Шмуэль очень внимательно его выслушал , но всё равно стоял на своём : « ты выполнил свою миссию , но я денег не возьму.
В ту же ночь поехал р. Лейб в Любавич и положил на стол Ребе 3000 рублей.
«Езжай с миром», – сказал ему Ребе.
В понедельник утром к р. Шмуэлю домой приехал посланник от Ребе и привёз запечатанную посылку, в которой была записка, написанная рукой Ребе: «Вот я высылаю тебе 3000 рублей, чтобы пустить их в оборот, до времени продажи плотов в Риге. Успеха».
Двое купцов увидели тогда Б-жественное благословение в своих делах.
Р. Шмуэль послал товар на плотах в Ригу и заработал огромные суммы.
Прибыли от сделки хватило на то, чтобы расплатиться со всеми долгами и купить каменный дом с большим двором.
Р. Лейб поехал в Москву, и поставщики его товаров решили поучаствовать в его беде и простить половину его долгов. Товар, который он купил, подорожал втрое и он заработал целое состояние. Но главное, что он заработал, это урок, что «другой» и «я» это не две отдельные вещи.