Главной темой главы Торы “Бо” является выход сынов Израиля из Египта. События, которые прямо или косвенно касались Исхода, легли в основу законов и обычаев праздника Песах.
Читая об освобождении наших предков из плена, мы снова и снова задаем себе один и тот же вопрос: во имя чего Творец освободил наш народ? То, как еврей отвечает себе на этот вопрос, показывает его отношение к своей жизни и всему, что происходит вокруг него.
Ведь недаром?
На первый взгляд может показаться, что наивысшая добродетель Всевышнего заключается в получении человеком максимума удовольствий от жизни – получении наслаждений без каких-либо затруднений: ведь при этом желание Творца сеять добро, казалось бы, проявляется в полной мере.
Однако природа человека такова, что подлинное наслаждение он получает лишь при личном участии в происходящем действии, когда результат достигнут и выстрадан собственным трудом. Если же человек получает благо как подарок, это унижает его достоинство. Неспроста же в Талмуде такой дар называется “постыдным хлебом”. Именно потому, что Всевышний хочет, чтобы человек получил полную меру добра в созданном Им мире, человек может достичь этого, лишь добившись цели своими силами. И чем больше было приложено труда, тем “слаще” добытые плоды.
Отряхнем его прах с наших ног!
Так было и при рождении еврейского народа. Хотя сам выход из Египта, сопровождавшийся невиданными чудесами, носил характер явного небесного дара, вместе с тем, он с самого начала был обусловлен самоотверженным служением Творцу. Исход был выстрадан и заработан народом Израиля, это была наша доля в Б-жественном акте Освобождения.
В той же мере, в какой это применимо ко всему народу, это относится к каждому из нас, ведь стремление любого еврея – “вершить и совершать!” И не просто формально исполнять определенные поручения, а вдохновенно и с энтузиазмом выполнять свою задачу, возложенную на нас Торой. Только тогда человек отрывается от “праха земного”, из которого он создан, от прочих творений, лишенных разума и мотивации и возвышается до уровня существа, сотворенного “по образу и подобию Вс-сильного”.
Он вышел родом из народа
Этот принцип особенно ярко проявляется в истории выхода из Египта. Тора неоднократно возвращается к событиям Исхода, и это не случайно, ведь его результатом стал Песах – символ нашей свободы. Вот, что сказано об этом в книге Дварим: “Пыталось ли божество иное взять народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами,.. как сделал для вас Б-г Всесильный ваш, в Египте на глазах твоих?”.
Обратим внимание, что накануне Освобождения евреи названы народом в среде народа. Это определение указывает нам на следующие факты. Во-первых, еще в Египте евреи уже сформировались как “народ”, как нация со всеми ее отличительными особенностями – общностью языка и территории (область Гошен), где они жили и работали. Во-вторых, они оставались народом в среде другого народа. По мнению наших мудрецов, евреи напоминали плод в утробе матери – живой, полноценный, прогрессирующий организм со всеми присущими человеку органами, однако абсолютно не самостоятельный: его местонахождение автоматически меняется с перемещением его матери, его пища – это ее еда, его эмоции – это ее настроение.
Не делайте из еды культа
Такими были евреи до Исхода. Они действительно могли считаться “народом”: владели отдельной территорией – областью Гошен, отличались от египтян языком, одеждой и многим другим. Но вместе с тем были настолько бесправны и зависимы, настолько порабощены и ассимилированы египетской средой, что со стороны могло показаться, что они, подобно коренному населению, служат египетским божествам.
Именно тогда произошло то, что Тора называет “взять народ из среды народа”. В главе “Бо” Всевышний повелевает евреям: “В десятый день этого месяца пусть возьмет себе каждый по ягненку на дом,.. и да будет он храним вами до четырнадцатого дня этого месяца, и тогда пусть зарежут его”. Подчиняясь этому приказу, евреи бесстрашно взяли в свои дома ягнят, которые были божествами египтян, и доказали, что это отнюдь не божество, а всего лишь съедобное мясо, употребляемое в пищу в жареном виде. Ведь именно этот ягненок должен был стать праздничной жертвой – главным атрибутом наступающего Песаха.
Мы не рабы?
В этом, незначительном, на первый взгляд, фрагменте кроется важный урок для нас с вами. Зачастую человек тешит себя мыслью и с гордостью заявляет окружающим, что он, дескать, самостоятелен, независим, что каждый его поступок не лишен разума и чувств. А если кто-нибудь скажет ему, что он пленник, что он раб денег, дорогих вещей, условностей, возведенных в ранг культа, что он служит окружающей его нееврейской среде, то он начнет страстно доказывать, что это не так – что он свободен и независим.
Это глубокое заблуждение объясняется тем, что человек сам себя “продает” в рабство. Он стремится за модными настроениями и мировоззрениями светского общества, им управляют его собственные честолюбие и эгоизм. Взрослый человек превращается в “плод в материнской утробе”, он настолько зависит от своей привычки удовлетворять все прихоти своего тела, что не в состоянии ощутить весь ужас своего положения “раба рабов”. Поклоняясь им же самим созданным идолам, он считает себя абсолютно свободным человеком.
Подъем с переворотом
Именно поэтому Тора говорит: “И тогда пусть зарежут его”, – идеалы, чуждые еврейскому духу, должны быть принесены в жертву Творцу и Хозяину небес и земли. И в ответ на это Всевышний осуществит “взятие народа из среды народа” – перевернет душу каждого еврея и весь его внутренний мир настолько, что от самой низшей нравственной ступени сыны Израиля в одночасье перейдут к полному и окончательному Освобождению.
Так пусть же упоминание об Исходе из Египта станет для нас стимулом к самосовершенствованию и приблизит освобождению каждого из сынов и дочерей Израиля и общее Избавление всего еврейского народа с приходом Мошиаха в ближайшее время, в наши дни!
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
Обработка и перевод Д. Б. Байтмана