Когда в 1939-м году немцы захватили Польшу, многие ученики любавичской йешивы “Томхей-Тмимим”, находившейся в Отвоцке неподалеку от Варшавы, сумели попасть в Шанхай, откуда со временем перебрались в Америку. Некоторые из них оказались в Монреале.
Вскоре после того, как Ребе Раяц, Шестой Любавичский Ребе, вернул свою святую душу Создателю, один из этих монреальских молодых людей приехал в Нью-Йорк и встретился с зятем Ребе Раяца, его будущим преемником. В тот период все еще стоял вопрос, станет ли он следующим Ребе. Гость из Монреаля1 передал ему горячую просьбу хасидов принять на себя руководство Хабадом. Лицо будущего Ребе стало очень серьезным, и он возразил:
– На это мне нужно указание.
Он имел в виду Ребе Раяца. Молодой человек отважился в ответ рассказать историю:
– В “Томхей-Тмимим” у нас в Отвоцке одним из преподавателей был рав Довид Тейтельбаум, хасид Коцка, по-настоящему богобоязненный человек, известный своей праведностью. После того, как ребе Коцка вернул свою святую душу Создателю, его хасиды обратились к Довиду Тейтельбауму с просьбой принять на себя руководство. Вначале реб Довид отказался, но нажим со стороны хасидов на него усиливался, и он решил посоветоваться с Ребе Раяцем.
Когда он вошел в кабинет, Ребе предложил ему сесть, но реб Довид отказался, объяснив, что никогда еще не присаживался во время частной аудиенции. Ребе продолжал настаивать, сказав, что не станет слушать, пока реб Довид не присядет. Реб Довид уселся и объяснил свою дилемму. Ребе Раяц ответил: “Если евреи к тебе тянутся, это доказывает, что ты обладаешь особыми силами и способностями для этого”.
Будущий Ребе внимательно выслушал гостя, а затем спросил:
– И это все, что сказал мой тесть?
Гость тут же понял, что от Ребе невозможно что-либо скрыть. Ведь на самом деле Ребе Раяц добавил тогда: “Но для того, чтобы раскрыть эти силы, все нутро должно вывернуться наизнанку”.
Согласно одной версии, это был рав Йосеф Вайнберг, согласно другой – рав Ицхак Гендель.