В рамках проекта “Вторая муза”, галерея МЕОЦа под руководством Юлии Генриевны Корольковой провела персональную выставку живописи ювелира, камнереза, торговца идеальными бриллиантами и основателя художественной мастерской “Fleuri” ─ Семёна Абрамовича Флери.
Фрагмент интервью на открытии выставки.
ЮГК: Не могу не спросить — какой Ваш любимый драгоценный камень?
САФ: Безусловно — сердолик, хотя в древних книгах его называли рубином. Солнечный, красно-оранжевый цвет гемм символизировал сакральные знания жизни. Например, в Торе можно прочитать о золотом наперснике Аарона, где этот камень был первым в первом ряду гемм. Рассуждать о нём можно часами…
ЮГК: Похоже, что для Вас «Вторая муза» связана с живописью. Тогда, каким образом рождаются идеи Ваших картин?
САФ: Часто, сознание решает какую-то четко поставленную перед ним задачу. На пример, отобразить на картине смысл того или иного текста Торы. В другом случае, это просто хорошее настроение, перенесенное на холст. Так или иначе, я всегда ориентируюсь на свой же девиз — per spiritus ad perfectum.
ЮГК: Когда Вы написали первую картину?
САФ: Мне было лет пять. Это был карандашный рисунок “Крейсер Арорва”. Мама тогда смеялась и говорила: — “Бабах. Вот так хохмочка”.
ЮГК: Вы же стали писать картины маслом относительно недавно; так ли это?
САФ: Да, действительно, лет пять назад я долго пытался получить от иллюстратора приличный результат — эскиз для флорентийской мозаики в стиле Малевича. В итоге, пришлось человека уволить и начать делать эскизы ювелирных изделий самому. Примерно в то же время я попросил у знакомого художника немного золотой краски, а он неожиданно подарил мне целый ящик с красками, кисточками и новым мастихином.
ЮГК: Простите; значит ли это, что у Вас нет художественного образования?
САФ: После «шедевров» Баския похоже это не имеет большого значения. Для меня любая картина — это лишь визуализированная ссылка в сети. Вы можете перейти по ссылке к ресурсу или быстро прочитать то, что сочтёте важным, подобно ММС. В наши дни цифровая фотография избавляет зрителя от необходимости детализации или какого-либо гиперреализма картинки, оставляя за живописью лишь эмоцию и/или чистый смысл «месседжа», отсылающего к какой-либо теме.
ЮГК: Выставка называется “13 избранных”. По-вашему “13” это хорошее число?
САФ: Понимаю, что народ бывает суеверный. Трискайдекафобия была известна ещё со времен фараонов. Психические патологии вообще живучи. В прочем, надеюсь, что у зрителей моих “13 избранных” работ с числом 13 не связано никаких предрассудков.
ЮГК: Как Вы относитесь к религиозным запретам изображать людей и животных?
САФ: Речь ведь идёт об идолопоклонстве, не так ли? Если же посмотреть на моих птичек или кота — вряд ли у кого-то возникнет соблазн сделать их предметом культа.
ЮГК: Считаете ли Вы себя верующим человеком?
САФ: Да, рожденные в атеистическом СССР, мы словно были в коме некоторое время. Я бы даже сравнил это состояние с инсультом, восстановиться после которого далеко не так просто. Хотя, я бесконечно благодарен Б-гу за то, что уже почти половину века осознанно принимаю Его милость ежедневно.
ЮГК: Почему в Вашей живописи часто сочетается красный с зеленым?
САФ: Со времен Романовых эти два цвета были тесно связаны с различными символами роскоши, красоты и власти в России. Камнерезы работали с зеленым нефритом, а ювелиры оправляли в золото красный пурпурин, орлец и рубины с гранатами. В каком-то смысле это моя попытка экстраполировать местный колорит средствами живописи.
ЮГК: Творчество каких художников-классиков Вас импонирует?
САФ: В Санкт-Петербурге есть замечательный музей-квартира Исаака Бродского — эталон русского художника. Не шучу. Как-то поймал себя на мысли, что не могу там отвести взгляд от простого “безымянного” пейзажа — было в нём что-то до боли родное. Спросил, кто автор — оказалось Левитан.
ЮГК: Скажите, что для Вас означает — быть русским евреем?
САФ: Такие вопросы, как “какой” и “кто”, предполагают довольно разные ответы.
ЮГК: Что Вы ожидаете от выставки живописи?
САФ: Персональная выставка всегда позволяет вступить в опосредованный диалог со зрителем. Порадовать избранных эстетов и пообщаться на уровне чистого сознания вне времени и расстояний — пожалуй, главное.
САФ: Размышления об искусстве
Сколько людей — столько будет и мнений
Вот о чем размышляю ночною порой
Если скажет один — да Вы, просто гений
Жид и бездарность — гаркнет другой
После такого — должно стать мне грустно
Ведь каждый творец ожидает признания
Но в чем заключается сила искусства?
Да в том, чтобы радовать Б-жьи создания
На радость экспертам — безглазые рыбы
Народу — стекляшки Сваровски «ура»
И только эстеты сказать Вам смогли бы
Что Флери изыски — le’feu sacré de trois