Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Встреча с Соломоном Перелем

11 декабря 2015 / Главная
search
2015-12-11__5670_1

В Еврейском музее и центре толерантности прошла встреча с Соломоном Перелем – евреем, которому удалось выжить в нацистской Германии, выдав себя за этнического немца и став членом Гитлерюгенда.

 

На встрече, организованной при содействии Всемирного ОРТа и Московской технологической школы ОРТ, также была презентована автобиографическая книга Соломона Переля “Гитлерюнге Соломон”, вышедшая в издательстве “Книжники”.

 

Соломон Перель рассказал о своей удивительной биографии. Его родители иммигрировали в Германию из России незадолго до революции. Они поселились в г. Пайне, где 21 апреля 1925 года у них родился сын Соломон.

 

Когда к власти в Германии прошли нацисты, семья переехала в Польшу, в Лодзь. В 1939 году, с началом нацистской оккупации, родители Соломона вместе с его сестрой были отправлены в гетто, старший брат, служивший в польской армии, попал в лагерь военнопленных, а Соломону и его брату Исааку удалось перебраться с Западную Белоруссию.

 

15-летний Соломон попал в детский дом в Гродно. В 1941 году, когда немцы захватили колонну пытавшихся эвакуироваться из города беженцев, выросший в Германии и свободно говорящий по-немецки Соломон выдал себя за сына балтийских немцев Юппа Перьела.

Около года он служил переводчиком немецкой армии и в этом качестве участвовал в допросах военнопленных (в их числе был и Яков Джугашвили, сына Сталина). Вскоре его направили в школу Гитлерюгенд в Брауншвейге, где он и проучился до конца войны.

После войны Соломон узнал, что его родители и сестра погибли, но он смог отыскать оставшихся в живых братьев. В 1946 г., переехав к жившему в Мюнхене старшему брату Исааку, Соломон стал студентом училища ОРТ, одного из целой сети училищ и курсов, созданных после войны Всемирным ОРТ для того, чтобы помочь выжившим в Катастрофе евреям начать новую жизнь.

Получив профессию, Соломон переселился в только что получивший независимость Израиль, вступил в ряды Армии обороны Израиля, принимал участие в арабо-израильской войне. Впоследствии стал бизнесменом.

Долгие годы Соломон Перель готовился к тому, чтобы рассказать историю своей жизни, и лишь спустя более 40 лет после вышеописанных событий, его автобиографическая книга “Ich war Hitlerjunge Salomon” (“Я был Соломоном из Гитлерюгенда”) увидела свет.

Сюжет книги лег в основу фильма Агнешки Холланд “Гитлерюнге Соломон” (“Европа, Европа”), вышедшего на экраны в 1992 году, номинированного на премию “Оскар” в номинации “Лучший сценарий” и получившего премию “Золотой глобус”.

Сам С.Перель отметил, что хотя он считает фильм одним из лучших фильмов о Холокосте, А.Холланд сняла фильм “по мотивам” его книги, введя ряд символических сцен.

Отвечая на вопросы участников встречи, С. Перель рассказал, что несколько раз пытался перейти линию фронта, чтобы уйти от нацистов, но всякий раз что-то не складывалось.

Он иронично заметил, что познакомился со всеми идеологиями XX века. “Я был сионистом, бундовцем, коммунистом, нацистом — в общем, перебывал всем. Состоял в комсомоле и Гитлерюгенде. Методы воспитания там были одинаковы, а вот направленность — разная.

В Германии на первом месте был жесткий национализм, а в комсомоле нас учили интернационализму”, – подчеркнул С.Перель.

Он рассказал и о том, что был вынужден для спасения жизни применить принцип “пикуах нефеш” (“сохранения души”), позволяющий в случае сильной опасности не соблюдать большинство заповедей.

“Когда я был в советском детском доме в Гродно, папа написал мне письмо с вопросом – соблюдаю ли я заповеди и ем ли кошерную пищу? Я в ответ написал ему следующее: “Папа, я не ем кошерное и не соблюдаю заповедей, потому что надо выживать”, – подчеркнул С.Перель.

Говоря о тех, кто окружал его в школе Гитлерюгенда, Соломон Перель заявил, что если бы они узнали, кто он на самом деле, то тут же расправились бы с ним.
“Думаю, что моя книга — это большое обвинение национал-социалистической Германии”, — заключил он, добавив, что не видит необходимости для современных немцев каяться за дела дедов.

“Они не виноваты, если это делали их бабушка с дедушкой, и будут виновны, если эти настроения распространились на них”, – заявил С. Перель.

Семен Чарный www.aen.ru 

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Международный Еврейский Институт LIFE

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11