Я помню, как на стыке девяностых годов, когда цвела пышным цветом большая «алия» (репатриация в евреев в Израиль), и все наши родственники, сумевшие подтвердить еврейство, массово исчезали в круговерти израильской жизни, почти каждый месяц мама приходила домой с увесистой пачкой писем. Это были вести от тех самых улетевших в новую жизнь родственников, друзей, коллег, приятелей. Были и фотографии. На снимках — бывшие соседи и знакомые на фоне невероятно красивейших цветников. Так в моем детском понимании выглядел рай – море, жара и, главное, повсюду цветы.
Рай воплотился в жизнь спустя полтора десятка лет, когда я впервые ехала из Бен-Гуриона в Тель-Авив. Давние фотографии казались теперь даже какими-то тусклыми: столько цветов не могла передать ни одна пленка «Кодак» начала девяностых годов.
В Израиле цветы – повсюду. В аэропорту, в подъездах, на балконах, в лесах, и что совсем уж удивительно – по обочинам трасс. Земля – цветы. Кустарники – цветы. Деревья – и те цветы. Одни отцветают, другие – только раскрываются. Зима, весна, лето, осень, январские ливни, июльский зной или мартовский хамсин – им все нипочем, сумасшедшим цветом они растут здесь круглый год. Спасибо особой системе орошения, трудолюбию местных жителей и достаточно жесткой системе штрафов за обрывание цветов.
Израильские цветы настолько живучи, что селятся даже на кактусах. Причем все как один – самых невероятных форм и размеров. Так, например, в Нетании на одной из центральных улочек – все кактусы мира. Одни высотой в три этажа, другие совсем мелкие – с ладонь, но каждый – цветет! Цветут лимоны, цветут грейпфруты, цветут розмарин и шалфей – кажется, вся растительность в Израиле создана для того, чтобы сводить с ума ароматом обездоленные туристические души.
Израиль поистине удивителен в своем круглогодичном цветении. Но что интересно: ни в праздники, ни тем более в будни вы почти не встретите здесь обилия цветочных витрин, пестрящих, на московский манер, громадными – в сто пятьдесят роз – букетами, надежно закрывающими продавца от посторонних глаз и по цене конкурирующими с отдыхом на морском побережье. Все с точностью до наоборот: в Бен-Гурионе я встретила скромный ларек в углу с хиленькими связками по пятьдесят шекелей. Это вроде как не для своих – для туристов. Индустрия цветочного бизнеса, в отличие от России, развита здесь достаточно плохо.
И я понимаю почему. Достаточно подарить любимой целую улицу цветов. Или город. На худой конец – дорогу-цветник. Эта страна – будто цветочный рай, где дарить девушке букет роз – как-то мелко. Проще подарить Израиль.
Автор: Лера Башей