В нашей центральной синагоге «Марьина Роща» есть традиция: каждую субботу после шестого вызова к Торе мы проводим объединённый “Ми Шеберах” — благословение на здоровье и успех различных людей, упомянутых молящимися. Справа стоит староста р. Шломо Дышко, который читает “Ми Шеберах” за больных, а я, напротив него, читаю “Ми Шеберах” на успех.
И как нет двух одинаковых лиц, так и нет двух одинаковых просьб на благословение. Есть те, кто подходит и быстро, как пулемёт, выпаливает 10 или даже 20 имён всей своей семьи. Есть те, кто вспоминает по ходу, кого ещё благословить. Есть даже те, кто, возможно, приходит в синагогу только ради того, чтобы заказать “Ми Шеберах” для себя или для своих близких. Каждую субботу я с интересом наблюдаю за этим разнообразием, за красивой мозаикой, которой одарена наша синагога.
В прошлую субботу, как обычно, пришёл один из постоянных молящихся, и у него была длинная очередь имён. Сначала он попросил упомянуть для благословения своих сына и дочь. Затем — свою жену и себя. Далее он упомянул своего работодателя, а в конце — родителей.
После молитвы я отозвал его в сторону. Я сказал ему, что на этой неделе мы читали в Торе о заповеди почитания родителей. Я объяснил ему, что, на мой взгляд, порядок должен быть следующим: сначала он должен упомянуть себя — как сказано в трактате Авот: «Если я не за себя, то кто за меня?» Затем — его супругу, так как мужчина обязан уважать свою жену. Далее идут родители — это прямая заповедь Торы, и после них — родители его жены, которых мы тоже обязаны уважать, как это постановлено в Шулхан арухе. Только после этого — дети, а в конце — друзья и все остальные.
Читайте также