С тех пор прошло пятнадцать лет, но такие воспоминания не забываются, и я помню всё, и место, и время. Это было после того, как еврейский благотворительный центр начал расширять свою деятельность и в нём открылось много новых программ. Я обратился к Главному раввину России, р.Берлу Лазару – тому, кто придумал этот центр, создал его и следит за его развитием – с просьбой дать центру имя. «Еврейский благотворительный центр» – слишком общее название, нам нужен бренд, который выразил бы суть нашей деятельности.
Рав Лазар немного подумал и предложил: «Благотворительный центр Шаарей Цедек». Шаарей цедек – ворота справедливости.
Я родился и вырос в Иерусалиме, и название «Шаарей цедек» для меня ассоциируется с большим медицинским центром. Многие мои родственники и многие мои дети родились в его стенах. И вначале я не совсем понял, почему именно это название будет также названием для благотворительного центра в Москве. Рав Лазар понял моё сомнение и объяснил свой выбор. Его слова сопровождают меня до сих пор и выражают самую суть деятельности нашего центра и его отношение к тем, кто приходит за помощью.
Рав напомнил стих из 118 псалма: «Откройте мне ворота справедливости, я войду в них и возблагодарю Г-спода». Помощь ближним, которую оказывает благотворительный центр – это не милостыня, не подаяние. Это справедливость! Мы можем сейчас жить в Москве, гордо неся своё еврейство, да ещё у нас есть возможность помогать другим. Значит, мы просто обязаны делать это! Евреи, которые в юности страдали из-за своей «жидовской морды», по справедливости должны получить то, в чём они нуждаются. В этом и будет состоять наша благодарность Всевышнему за всё, что Он сделал для евреев России, за то, что российское еврейство развивается и крепнет.
*
В эту субботу мы начнём читать первую из трёх недельных глав, включающих вместе около сотни заповедей (из 613 заповедей Торы). Их произнёс Моше в последние дни своей жизни. В первой из этих глав, «Реэ», приводятся многочисленные заповеди, касающиеся благотворительности – отделение десятины, поддержка бедных и пр. А когда Тора говорит о добровольных жертвах, которые евреи приносили, когда приходили на Песах, Шавуот и Суккот в Иерусалим, мы читаем два очень похожих стиха. «Добровольное приношение твоей руки» и «дар твоей руки». Если Тора повторяет некую мысль с изменениями, значит, эти изменения важны. В чём же отличие «добровольного приношения» от «дара»?
Ещё один факт, над которым стоит подумать. В рассуждениях о благотворительности Тора часто употребляет так называемые плеоназмы – излишние на первый взгляд повторения слов. עשר תעשר – «отделяй, отделяй десятину», פתוח תפתח – «открой, открой свою руку», נתון תתן – «давай, давай». Каждое слово в Торе имеет смысл, и мы не можем сказать, что это просто элемент стиля и больше ничего. Зачем повторения?
Ребе объясняет разницу между «добровольным приношением» и «даром». Всевышний даёт богатство богатым сверх удовлетворения обычных человеческих нужд не просто так. Он даёт его им как попечителям, которые должны передать это богатство беднякам и нуждающимся. Так Он поддерживает мир, так Он «кормит и содержит всех», как мы говорим в благословении после еды. И когда такой человек даёт деньги бедным, невозможно назвать это «добровольным приношением». Это всего лишь выполнение его обязанностей как попечителя денег, данных ему Всевышним.
Более того. Тора велит нам: когда вы передаёте деньги нуждающимся, делайте это так, как будто вы вручаете им дар – с радостью и улыбкой, как вы вручаете подарки близким.
А для кого же цдака – это «добровольное приношение»? Для того, у кого «на хранении» нет денег для передачи беднякам, потому что они сами бедняки. Однако ѓалаха однозначно указывает: даже живущий на цдаку обязан давать цдаку. Такие люди поистине дают «добровольное приношение».
Мудрецы говорят, что в Торе есть только одна заповедь, награду за которую можно проверить, Всевышний готов к тому, чтобы мы «экспериментировали» и проверяли, даёт ли Он вознаграждение. Это цдака. Пророк говорит: «Проверьте-ка Меня в этом». Поэтому повторение слов עשר תעשר – «отделяй десятину, отделяй» – толкуют мудрецы так: отделяй десятину – и разбогатеешь תתעשר. «Открой, открой руку», «давай, давай»: ты откроешь руку – и Он как бы откроет тебе руку, ты дашь бедным – и Он даст тебе, в материальных делах и вообще в жизни.
*
Скоро начнётся месяц элул, месяц милосердия и прощения. Мы просим у Всевышнего прощения за наши проступки и просим, чтобы новый год, который начнётся вскоре, был бы добрым и сладким.
А как просить прощения и делать тшуву? Рамбам говорит: «Вот они, способы раскаяния: искренне молить Всевышнего и давать цдаку по мере сил». Помогать бедным, нуждающимся, неимущим – и давать им помощь как подарок. Тогда мы удостоимся материального благополучия, прощения и искупления, доброго и сладкого нового года.
Доброго и благословенного месяца,
гут шабес
Шия