Начинается глава Торы “Ки Таво” с заповеди о первых плодах земли. Это повеление Творца выражает общий подход к служению человека. В Торе сказано: “И будет, когда придешь ты в страну, которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе в удел,… то возьми начатки всех плодов земли,… и пойди на место, которое изберет Б-г, Вс-сильный твой, чтобы водворить там Имя свое”.
Прежде всего, еврей сознает, что все изобилие земли приходи к нам от Творца – “которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе”. Всевышний дает человеку благословение и силы. Миссия человека – придти в страну, получить изобильный урожай и затем “первинки урожая своего вознести Всевышнему”.
От проклятия к благословению
Смысл заповеди о первинках урожая в том, что человек берет материальную действительность и делает из нее “первинки” – возносит к Творцу. Мы берем “начатки всех плодов земли”, из лучшего, что есть, и возносим их на вершину святости.
Заповедь о первинках урожая имеет особое достоинство: она перевоплощает вещи отрицательные в положительные. Еврей, принеся начатки урожая в Храм, говорит: “Взгляни же из святой обители твоей, с неба, и благослови народ твой, Израиль”. Слово “взгляни” в Торе обычно употребляется, когда речь идет о проклятии, но здесь человек переворачивает даже проклятие в благословение, и делает из него источник изобилия.
Помощь сверху
Как уже было сказано, заповедь о первинках выражает общий подход к служению человека, но особая связь есть у нее с месяцем Элул. Название этого месяца складывается из первых слов стиха из Песни Песне: “Я возлюбленному своему и возлюбленный мой мне” – и это намекает на духовную работу в Элуле.
В первую очередь от человека требуется самостоятельная работа – “когда придешь ты”. Так это и в месяце Элул: “я возлюбленному своему” – обращение человека ко Всевышнему. Когда человек обращается к Творцу и делает свою работу, приходит помощь сверху – “которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе”. В служении месяца Элул эта помощь проявляется в особой близости Творца (“возлюбленный мой мне”).
Истинное желание
В месяце Элуль Вс-вышний изливает на нас свет тринадцати качеств милосердия. Этот свет дает человеку силы раскрыть свою истинную сущность. Об этом говорит фраза: “страна, которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе”. Учат наши мудрецы: слово “земля” на иврите близко по корню к слову “желание”. Значит, приведенная фраза говорит о том, что Всевышний дает еврею силу раскрыть свое сокровенное желание.
Когда еврей берет эти силы и использует их в своем служении – “и овладеешь ею и поселишься в ней” – тогда он способен поднять свою обыденность и вознести из нее “первинки Всевышнему”. В этом заключается подготовка к новому году. Да будет наступающий год добрым и сладким.
(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т.2, стр.688. Изложение р-на Давида Эльдина)
Источник: https://ru.chabad.org