В главе Торы “Бо” мы читаем о последних трех казнях, обрушившихся на Египет, и об исходе сынов Израиля из Египта. В начале главы рассказывается о том, что Всевышний повелел Моше прийти к фараону и предостеречь его о казни саранчой. При этом Всевышний объясняет Моше, что фараон не послушает его, ибо “ожесточил Я сердце его, … дабы рассказывал ты сыну твоему и сыну сына твоего о том, как наказывал Я египтян”.
Из этого можно сделать вывод о том, что казнь саранчой не была наказанием за то, что фараон не прислушался к предостережению, ведь Сам Творец ожесточил сердце его, чтобы он не согласился отпустить сынов Израиля. На первый взгляд это выглядит не совсем честно со стороны Всевышнего, поскольку Он обрушивает наказание, в то время как Сам же лишает фараона возможности согласиться на предъявляемое требование.
Утрата свободы выбора
Комментаторы объясняют, что во время первых казней действительно у фараона была свобода выбора, и он, если бы захотел, мог освободить сыновей Израиля. Но после того, как он выступил наперекор воле Творца, он был наказан лишением свободы выбора.
Это наказание пришло по принципу “мера за меру”. Фараон возомнил о себе: “Кто такой Всевышний, чтобы я послушался Его!” Творец в ответ на это показал ему, что даже в тех вопросах, в которых у всех людей есть полная свобода выбора – он полностью подчинен Воле Б-га.
В свете этого становится понятным полный смысл вышеприведенной цитаты: поведение фараона во время наказания саранчой показывает, насколько он был уже не властен над собой. Когда рабы сказали ему: “Неужели не знаешь ты, что гибнет Египет”, – он приказал вернуть Моше и Аарона. Испугавшись, фараон говорит: “Идите, служите Б-гу вашему”; – и в ту же минуту Всевышний скрепляет сердце его, и он уже не способен отпустить сынов Израиля.
Необходимо прилагать усилия
Однако, все еще остается вопрос: да, нечестивость фараона послужила причиной тому, что у него была отобрана свобода выбора, но сейчас, когда у него ее нет, за что же его наказывать? И еще, если фараон уже не властен над собой, зачем вообще посылать к нему Моше с предостережением?
Объясняется в книге Тания, что даже худший грешник, о ком сказано: “Не предоставляют ему случая для покаяния”, – все же, если “он отверг искушение и собрался с силами, и победил дурное влечение, и совершил покаяние -покаяние его принимается”. Да, ему не помогают и ставят на его пути препятствия; но если он собирается с силами и совершает поступки, доказывающие раскаяние – его раскаяние принимается.
Так же и фараон: если бы он собрался с силами, то мог раскаяться и избежать дополнительных казней, несмотря на то, что Всевышний ожесточил его сердце и отобрал свободу выбора. Но фараон даже и не попытался это сделать. Потому и постигли его последовавшие казни.
Всевышний ждет
Отсюда следует вывод: если такой нечестивец, как фараон имел возможность раскаяться даже после того, как Творец ожесточил его сердце, то тем более еврей, душа которого является частичкой Самого Всевышнего и остается верной Ему даже во время совершения евреем греха – всегда имеет силы и возможность совершить раскаяние.
Творец ждет раскаяния каждого человека. Даже тот, кто настолько отдалился, что называется лишенным возможности раскаяться, если захочет по-настоящему – сможет раскаяться!
(Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т. 6, стр. 57. Изложение р-на Давида Эльдина)