Шалиахам из России пришлось проделывать долгий путь, иногда с пересадками в двух странах, чтобы достичь Нью-Йорка, где проходит сейчас всемирный съезд шалиахов. А те, кто живет в провинции, порою делают три пересадки: они должны сначала добраться до Москвы, а уже потом до США. Один из них — р. Михаэль Ойши, раввин Калуги.
В разговоре на этой неделе я сказал ему: «Ситуация в Израиле в прошлом году сыграла значительную роль в трагедии. Один из захваченных террористов заявил при расследовании, что демонстрации в Израиле побудили их выступить против евреев. Они видели демонстрации против юридической реформы, демонстрации за юридическую реформу, и были уверены, что Израиль разваливается! Что государство разделено, и значит, оно не выдержит нападения».
«А знаете, почему они так думали? – спрашивает меня р. Ойши, и тут же отвечает сам: – Потому что сами они такие. Для наших ближневосточных соседей демонстрации протеста являются признаком бессилия правительства и конца государства. Они не понимают ценности свободы мысли, свободы выражения мнений, демократии. И уж точно не понимают ситуацию в Израиле. Я слышу и читаю сейчас о том, как шокированы арабы, видя кибуцника, эфиопского еврея и парня с пейсами в одном танке. Для них это невозможно.
Различия между некоторыми народами и религиями, приводящие к кровопролитным войнам, меньше, чем различия между общинами в нашем народе. Одни мусульмане не могут заключать браки с другими, хотя разница между вероучениями общин – минимальна. Различия ашкеназов и сефардов примерно того же порядка величины, что шиитов и суннитов, а что происходит между шиитами и суннитами, не нужно напоминать. Неевреям трудно понять, например, как хабадник может прийти молиться минху в синагоге сатмаров, а литвак – в сефардскую синагогу. Они удивляются, узнав, что все раввины всех ортодоксальных общин сдают экзамены по одному и тому же материалу. И часто можно увидеть, что экзаменующийся и экзаменатор выглядят совершенно по-разному, у них разные общинные признаки и могут быть противоположные политические взгляды. Однако здесь, на экзамене, они едины».
Только посмотрев на другие народы, понимаешь, насколько уникальным народом сделала нас священная Тора.
Читайте также