Несколько дней назад мы были на фарбренгене в честь обрезания сына моего друга р.Йешаяѓу Ластова. Рав Лазар выступил там и привёл слова Ребе, которые для многих стали неожиданностью. Ребе говорил, отвечая на вопрос «до какого возраста отец должен обеспечивать своих детей»: «Пока у этих детей не появятся собственные внуки!» Другими словами, по мнению Ребе обязанность отца заботиться о детях не кончается никогда.
В Торе описывается речь Всевышнего, обращённая к Авраѓаму. Он говорит, обосновывая избрание Авраѓама: «Я признал его, при условии что он заповедует своим детям и своему роду после него хранить путь Г-спода, творить справедливость и правосудие. И тогда даст Г-сподь Авраѓаму то, что обещал ему». Воспитание детей, в первую очередь – воспитание для исполнения заповедей, это одна из основ еврейства. Мы вкладываем в воспитание много сил, и главный наш вклад – это личный пример. Мы думаем о том, как воспитывать детей, мы прилагаем усилия, мы тратим время и деньги на воспитание. Всё это ради того, чтобы следующее поколение еврейского народа стало таким, каким мы хотим его видеть.
Приучение детей к исполнению заповедей начинается с пяти-шести лет и продолжается до еврейского совершеннолетия – 13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек. В этом возрасте у детей появляется «доброе начало», и в их силах самостоятельно принимать правильные решения.
Однако ѓалаха устанавливает лишь возраст, когда ребёнка нужно приучать к заповедям. Но воспитание достойного поведения, приучение к еврейской культуре, формирование хороших качеств, способности сопротивляться дурному побуждению – когда и в каком возрасте всё это должно происходить?
Я всегда знал, что родители должны начинать учить ребёнка всему этому с первой же минуты, ещё до того как он начнёт понимать и слышать. Ведь на уровне подсознания ребёнок воспринимает всё, что в него вкладывают. И если мы, родители, будем служить ему личным положительным примером и он будет расти в правильной атмосфере, то постепенно он впитает и воспримет, как следует жить и что значит быть настоящим евреем.
А до какого возраста длится этот период воспитания?
Раньше я наивно считал, что он заканчивается в тот момент, когда ребёнок подрастает и поступает в школу или ешиву. Затем я понял, что и на этом этапе мы ещё можем влиять на подростка. Когда же я женился, то благодаря моим родителям понял, что можно продолжать воспитывать ребёнка и после его женитьбы…
В начале нашей недельной главы – Ваишлах – Тора рассказывает, что, закончив этап жизни в Харане, Яаков отправил навстречу своему брату Эсаву посланцев и просил в том числе сказать ему: «и есть у меня бык и осёл…». Мидраш поясняет: «Осел – это указание на Царя Машиаха, о котором сказано “бедный и едущий на осле”».
В учении хасидизма объясняется, что Яаков послал известить Эсава, что после двадцатилетних трудов в доме Лавана он, со своей стороны, полностью (би-шлемут) завершил возложенную на него работу, и теперь может сбыться сказанное «И пришел Яаков в целости (шалем)». То есть он сделал все от него зависящее, чтобы пришел «бедный и едущий на осле», он уже достиг ступени Избавления и прихода Машиаха. Яаков думал, что он уже завершил свои обязанности по отношению к новому поколению: он женат уже двадцать лет, у него есть дети, даже от когда-то бесплодной Рахели у него есть сын Йосеф. Символ Йосефа – бык, на это намекают слова Яакова «есть у меня бык».
В предисловии к своему комментарию к главе Ваишлах пишет Рамбан: «Данная глава учит, что Яаков не полагался на свою праведность и свои заслуги; он прилагал усилия, чтобы спастись естественным образом. А ещё известно, что всё, что происходило между Яаковом и Эсавом, служило предвестьем того, что будет происходить между потомками Яакова и потомками Эсава. Поэтому мы должны вести себя так же, как наш праотец, и быть готовыми спасаться от врага и молитвой, и миром, и войной, если нужно».
Все возможные виды усилий должны прилагать и мы в деле воспитания детей. Молитва необходима – молитва о том, чтобы у детей всё было хорошо в жизни, в семье, чтобы у них было крепкое здоровье и хороший спокойный заработок. Личный пример необходим, ведь родители – самый важный образец для детей. А что в отношении войны? Моя тётя говорит о том, как нужно принимать выросших и женатых детей: «Открой холодильник и закрой рот!» Очень важно научиться держать некоторые слова при себе, не высказываться по некоторым поводам, чтобы не провоцировать войну.
Самое подробное описание подготовки Яакова к встрече с Эсавом – это описание второй части его усилий, поднесённых им Эсаву даров. Оно подробнее, чем рассказ о молитве Яакова и о его подготовке к войне. Читая его, мы поражаемся обилию даров и расходам, на которые пошёл Яаков. И в воспитании детей расходы – необходимая часть. Одежда, игры, плата за обучение… Эти расходы не заканчиваются с выходом ребёнка в самостоятельную жизнь. После женитьбы ему по-прежнему нужны деньги, а возможностей их заработать порою меньше.
Да, Ребе прав, говоря, что отец должен поддерживать детей, «пока у них самих не появятся внуки». Только тогда осуществится «И пришёл Яаков цельным в город Шхем». И вот что интересно. Раши комментирует слово «цельным» так: «Его имущество было цельным. От тех даров, что он отделил, в его имуществе ничего не убыло!» Всевышний может сделать это.
Доброго года в изучении хасидизма и следовании его путями,
гут шабес
Шия