Иногда так случается, что есть какой-нибудь важный вопрос, но не знаешь, кому его задать, чтобы получить правильный ответ. В этом разделе мы предлагаем Вам ответы компетентных раввинов с проектов “rabbi.ru”, которые посвящены тому, как правильно зажигать субботние свечи.
1. Уважаемые раввины, скажите пожалуйста, прописана ли заповедь зажигания субботних свечей в Торе или это традиция. Спасибо. – Зажигание свечей в кануны суббот и праздников – не заповедь Торы, а постановление мудрецов. Цель которого – создание атмосферы мира и спокойствия в доме. В субботы и праздники запрещено зажигать огонь. Горящие свечи помогут не ходить в потемках (со всеми вытекающими неудобствами). К тому же – что может быть более уютным и романтичным, чем трапезы при свечах 2. Если я опоздала зажечь субботние свечи на час, лучше их совсем не зажигать или все же можно зажечь? – Зажигание свечей, когда Суббота уже началась, является нарушением Субботы. После захода солнца зажигать свечи уже нельзя. 3. Являются ли горящие свечи мукце? – Горящие свечи в Субботу нельзя переносить ни при каких обстоятельствах. 4. Cколько субботних свечей должна зажигать женщина не бывшая замужем и не имеющая детей , и у которой в настоящее время нет друга? -1 свечу -Если ты сама зажигаешь, то нужно зажечь 2, но если кто то еще зажигает вместе с тобой, то одну. “Чтобы лучше исполнить эту заповедь, желательно зажечь как можно больше свечей. Но, во всяком случае, их не должно быть меньше двух. Две свечи символизируют два аспекта заповеди о субботе – исполнение всех предписаний Торы о ней и всех запретов, связанных с ней. Два этих аспекта Тора выражает двумя различными словами в первом изложении Десяти заповедей в книге Шмот и в его повторении в книге Дварим: “Помни день субботний, чтобы освятить его” (Шмот, 20:8), “Храни день субботний, чтобы освятить его” (Дварим, 5:12). Кроме того, согласно Кабале, два эти аспекта заповеди о субботе указывают на основу семьи – супружескую пару: завет “помни” олицетворяет мужа, а завет “храни” – жену.” (Кицур Шульхан Орух. Глава 76.2 ) 5. Какое количество свечей замужняя женщина должна зажигать перед наступлением субботы? -По закону замужняя женщина зажигает перед субботой две свечи: одну в честь заповеди “Помни день субботний” и одну в честь заповеди “Береги день субботний”. Существуют различные обычаи женщин, зажигающих дополнительные свечи, главное, чтобы количество свечей не уменьшалось. Один из распространенных обычаев это добавление свечей сверх двух обязательных по количеству детей в доме. 6. Когда нужно зажигать свечи в субботу? Важно ли точное время для этого или можно его определять приблизительно? -Сейчас проблемы с определением времени нет. Есть календари, где охвачены почти все города СНГ. Конечно можно зажечь свечи раньше времени, важно, чтоб они догорели до трапезы. Но есть опасность зажечь их после. Зажигать свечи спустя 18 минут после указанного времени – категорически запрещено. [если так уже произошло (Вы не успели зажечь свечи до истечения 18 минут после указанного времени), то до времени ВЫХОДА ЗВЁЗД Вы можете попросить нееврея зажечь их для вас, и Вы сможете произнести благословение ] 7. Когда начинается Суббота: с момента зажигания свечей или в то время, на которое назначен миньян в синагоге (единственный миньян в городе)? На каком расстоянии не действует время миньяна, если вообще действует? -Шабес начинается (самое позднее) с заходом солнца, однако, можно принять его с зажиганием свечей (за 18 мин. до захода, а в Иерушалаиме за 40), а можно и за 72 минуты до захода (плаг минха). Но если миньян собрался раньше и принял шабес, а другого не будет, то для жителей всего города шабес начинается с того момента когда этот миньян произнес “Борху” . Но это при условии что этот миньян действительно принял на себя шабес. и намеревается его соблюдать 8. Почему положено зажигать субботние свечи именно за 18 минут до захода солнца? Кто и когда так решил? Так и было сказано сразу «за 18 минут» или время измеряли как-то по-другому? – Существует обязанность добавлять от “будничного”. В том числе от времени будней – к субботе . В принципе, достаточно считанных минут. Но конкретное время каждая община может устанавливать на свой вкус. В соответствующей литературе рекомендуется пол- и треть часа. А 18 минут это действительно, как Вы угадали, другая мера времени – “время, необходимое для того, чтобы пройти миль (примерно километр)” – весьма принятая в галахической литературе. Именно она и получила наиболее широкое распространение. 9. Если женщина пришла домой в пятницу до захода солнца, но после установленного времени зажигания свечей, то как она должна поступить? Если за нее вовремя свечи зажег кто-то другой – другая женщина или муж, то в какой момент для нее наступает Суббота (и, соответственно, действуют субботние запреты)? – Если женщина уверенна, что солнце еще не зашло (и что большая часть евреев данного города еще не приняли на себя субботу) – ей следует самой зажечь свечи, мысленно пообещав себе стараться больше никогда не опаздывать. Суббота, для не зажегшей свечи женщины наступает в момент, когда она ее на себя мысленно примет (лучше всего), или в момент принятия ее большинством жителей данного города (если она не приняла субботу до этого сама) или в момент астрономического захода солнца (если большинство горожан не принимают субботу до этого). 10. Почему сказано, что женщина, забывшая один раз зажечь субботние или праздничные свечи, должна потом всю жизнь зажигать на одну свечу больше? Разумеется, в жизни бывают ситуации, когда одна оплошность оборачивается несмываемым позором, но зачем это нужно в данном случае? – Это только лишь обычай. Поэтому, если зажигать дополнительную свечу Вам сложно или не удобно, – это не обязательно (хотя если суть неудобства заключается в том, что это вызовет неприятное удивление, – можно дополнительную свечу зажигать в другой комнате). В оправдание же такой меры могу лишь предположить, что она, для религиозной женщины, весьма эффективна. 11. Мой муж еврей, и в большей степени для него, чем для себя хотелось бы в доме соблюдать еврейские традиции, например, зажигание свечей.Как правильно нужно зажигать свечи в субботу, нужно ли их гасить через какое-то время или они должны догореть сами, какой величины, цвета и формы должна быть свеча или это не имеет значения? Заранее благодарна за ответ. – Если я правильно понял, Вы нееврейка? В таком случае нет никакого смысла в том, чтобы Вы зажигали субботние свечи или соблюдали какие-то другие еврейские традиции. Но если Вам это интересно, субботние свечи зажигают минут за 18 до захода солнца вечером с пятницы на субботу. После чего евреям уже запрещены, среди прочего, любые манипуляции с огнём, включая, естественно, тушение . Желательно, чтобы свечи были такого размера, чтобы горели до конца субботней трапезы, которой ещё предшествует достаточно длительная молитва. Короче, как минимум, свечка часа на 3-4. 13. Скажите, можно ли при зажигании шаббатних свечей гасить спичку, если благословение на зажигание свечей еще не было произнесено? – Да, именно так и нужно делать. Исключение – когда йом-тов выпадает на канун шабата. 14. Я в шабат зажигаю 6 свечей – 2 за себя и 4 за сыновей, а могу я зажигать за внучку? Большое спасибо за ответы. – Можете, что, разумеется, не освободит саму внучку от этой заповеди. 15. Свечи надо зажигать, начиная С “за 18 минут до указанного в календаре времени” ДО “указанного в календаре времени” ИЛИ С “указанного в календаре времени” ДО “через восемнадцать минут после указанного в календаре времени”? Я пыталась выяснить это у многих, и все говорили: зажигай ровно в указанное время. Но это не всегда возможно. Я помню, что учила несколько лет назад, что существует этот самых промежуток в восемнадцать минут, но вот забыла, “до” он или “после”. Пока на всякий случай зажигаю “до”, но хотелось бы знать, как на самом деле. – Вы делаете правильно, поскольку “после” появляется опасность задержаться до захода солнца, что грозит нарушением шаббата. На зажигание “до” тоже есть ограничения, но минут двадцать до обычного времени уже можно зажигать всегда без проблем.