Есть поговорка: “Неизвестно, кто открыл воду, но уж во всяком случае это были не рыбы!” Согласно ей трудно представить, каким образом человечество могло открыть существование или осознать его отсутствие. Если чтобы воспринимать воду, надо быть в состоянии распознавать ее, глядя со стороны, то что нужно, чтобы осознавать существование? Как может кто-то из нас быть вне Существования?
А между тем в истории о сотворении мира как раз и говорится, что существование есть, и мы “плаваем” в нем. У большинства народов существуют мифы о возникновении нашего мира, повествующие о том, как Земля и творения в неком мифологическом прошлом сформировались из другого, небесного, более великого мира. То, что из большого появилось малое, легко вписывается в известное нам наше привычное мышление. Получается, что вселенная существует бесконечно во времени и пространстве. Конечное, простираясь в бесконечном, постоянно отстраивает себя за счет собственной энергии. Возможно, это абсурдная концепция, но она опирается на более или менее понятное нам. А люди, как правило, предпочитают иметь дело с абсурдным, нежели с тем, что непознаваемо.
Однако представить себе сотворение неба и земли из пустоты – это выше возможностей человеческого ума. Как вообразить то, чего мы не знаем? Как вообразить отсутствие самой субстанции нашего воображения – отсутствие глагола “быть”? Вот почему, когда древние греки переводили Библию, они написали: “Вначале Б-г сделал небо и землю”.У них не нашлось слова, имевшегося у евреев, означающего творить ex-nihilo, потому что для них такая концепция просто не существовала.
Однако в глубине души человека есть нечто, что резонирует с Ничем, что осознает существование Извне. Это не разум и не сердце, не что-то, что можно пощупать или описать, а просто некое ощущение близости с Бесконечным. Непознаваемое внутри нас соединяется с Непознаваемым вселенной, и через это мы знаем все.
Понимание книги Бытия означает знание этого мира Извне. Как сказал Моисей своему народу: “Знайте ясно, как день, и поразмыслите над этим: на небе и за его пределами, на земле и ниже, Непознаваемое – это Б-г. Ничего другого нет”.
Вечное воссоздание
Подобно всякой истории, рассказанной в Торе, история сотворения мира – процесс вечный. То же относится и к каждому созданию Б-га – духовному и физическому, большому и малому, начиная с дивного солнечного “реактора” в небесах и кончая журналом, который у вас в руках. От ощущения бумаги под вашими пальцами – до мыслей, рождающихся у вас сейчас в мозгу, – все сущее непрестанно извлекается из пустоты.
И если эта динамика хоть на миг прекратится, все существующее исчезнет бесследно, не останется ничего, подобно тому, как не было ничего до того, как все началось. Мы – не предметы, мы – процессы, к тому же не очень устойчивые.
Сжатие бесконечности
Знать это нам необходимо, иначе мы ничего не сможем понять из книги Бытия. На каждом шагу книга Бытия помещает Бесконечного Б-га в пространство ограниченного мира. Книга рассказывает нам, что Бесконечный “неравнодушен” к происходящему в этом мире. Что он общается с ограниченными смертными из плоти и крови. Для общественных отношений с ограниченным миром Он отменяет те законы, которые Сам же установил как его параметры. Он превращает себя в “Него”, в персонаж Своей собственной истории – такой персонаж, который может воспринимать даже самый маленький ребенок.
Если бы земля была местом, где Б-га нужно как-то разместить, вся история была бы полнейшим абсурдом. Если бы Б-г сформировал все из из некой реликтовой субстанции, которая уже была там независимо от Его желания, чтобы она была – с уже запущенным временем, готовым к эксплуатации пространством и заготовленными законами механики – мы могли бы всерьез ставить под сомнение каждую историю книги Бытия.
Но все наши трудности объясняются недопониманием того, что представляло собой Сотворение мира. Мы воссоздаем образ Творца по своему образу и подобию и предполагаем, что Он сделал мир, как делаются наши изобретения. Когда мы делаем посуду, то начинаем с глины. Когда мы изобретаем какую-то новую технологию, она основана на модели, уже имеющейся в природе. И поэтому наши маленькие игрушки могут прекрасно существовать и без нас, ибо их основная субстанция уже существовала до нас и от нас вообще не зависела.
Но Его шедевр возникает на полотне пустоты. Он и художник, и материал, и вдохновляющая идея – все в одном. Если хоть на миг Он уберет свою кисть, картина исчезнет. Он внутри Своего творения, потому что оно – это Его дыхание, Его мысль, Его слово. Он находится в каждом событии, в каждом предмете, в каждой мимолетной мысли, возникающей в нашем уме. Его можно найти всюду, где Он пожелает быть найденным, потому что везде есть только Он.
Откажитесь от мысли, что есть мир и есть Б-г. Это глупее, чем думать, что есть история и есть рассказчик. В конечном итоге мир и Б-г суть одно. Есть только рассказчик, выражающий себя в своей истории. Есть только Непознаваемое, выражающее Себя в виде мира.
(Перевод с английского)