Не каждое поколение удостаивается праздника освобождения. Нашему повезло, у нас есть такой праздник – Дидан Ноцах, Пятое тевета. Оказалась, что и в нашем, достаточно упорядоченном мире, есть возможность выйти из границ, увидеть мир сверху вниз.
В этом смысл освобождения – геула, слово в которое включено слово гола, изгнание, но к нему добавлена буква алеф, намекающая на Всевышнего. В изгнании, ссылке человек живет рутинной жизнью, но принимает на себя те ограничения, которые наложены на изгнанника. Это то, с чем никто не спорит, то общее место, аксиома, на которой зиждется общество.
Во времена Алтер Ребе донос о государственной измене бил наверняка. Но оказалось, что он не сработал. Так же, как несомненное для 1928 года обвинение ребе Раяца в контрреволюции. Оказалось, что у хасидизма есть силы выстоять против таких обвинений.
В обществе свободном нет таких опасностей. Но есть свои не менее жесткие рамки, которые общество видит как что-то незыблемое. Это прежде всего право собственности. Имущество, деньги разделяют людей не хуже сословий или каст, но являются прочной основой общества.
Пятое тевета показало, что хасидизм выше этого. В этот день было признано американским судом, что библиотека Ребе Раяца не просто имущество, не сводится к своей стоимости. Ведь тогда она подчинялась бы законам о наследовании и наследники могли бы ее поделить. Но книги Ребе были признаны частью отношений Ребе с его хасидами, структурой, живущей по иным законам.
Это освобождение – ничто иное как проявление света Машиаха. Как право собственности никуда не исчезло – оно сформулировано в Торе, – но оно признало первенство вещей духовных, так и во времена Машиаха мир останется тем же миром, но в нем будет очевидна иная система ценностей. Мир будет полон знанием о своем Творце.
Праздник Пятого тевета – это проба на язык вкуса будущего.
Читайте также