Визит 45-го президента США Дональда Трампа в Израиль завершился. Драматических заявлений или объявлений о значимых решениях не произошло. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на нюансы, позволяющие достаточно ясно предугадать тенденции будущих сдвигов. И они – на благо еврейского государства.
Визит 45-го президента США Дональда Трампа в Израиль завершился. Драматических заявлений или объявлений о значимых решениях не произошло. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на нюансы, позволяющие достаточно ясно предугадать тенденции будущих сдвигов. И они – на благо еврейского государства.
Израиль впервые был включён в первое международное турне американского лидера. Он прилетел в Иерусалим из Эр-Рияда. Там, в Саудовской Аравии, несмотря на поистине королевский приём, который был ему оказан, Трамп оставался по-деловому холоден и вёл себя как жесткий бизнесмен, заключающий сделку на выгодных для себя условиях.
Его выступление перед десятками лидеров арабских и исламских стран, собранными саудовским королём Салманом сводилось к следующему набору посылов: мы не собираемся учить вас жить, но и воевать за вас не станем, а потому кончайте с исламским экстремизмом и прекратите преследовать евреев и христиан – всё это в ваших же интересах.
Характерно, что Трамп, говоря об экстремизме, использовал именно термин “исламский”, а не его эвфемизм “исламистский”, как бы подразумевающий, что радикальные тенденции никак не связаны с переживающей тяжёлый кризис религией.
К слову, речь Трампа в Эр-Рияде стала полной противоположностью каирскому выступлению Барака Обамы в 2009 году. Обама тогда пространно рассуждал о том, как арабским странам следует дальше жить, ни разу даже не упомянув самую важную из проблем – исламский террор. Зато по его требованию в первый ряд перед трибуной были усажены лидеры радикального движения “Братьев-мусульман”, находившихся до того в Египте едва ли не вне закона. “Братья” ясно поняли намёк и вскоре по Ближнему Востоку разгорелась “арабская весна”, которую куда уместнее было бы называть “исламской зимой”.
Вероятно, королю Салману было не слишком в радость выслушивать жесткие слова американского президента, но он улыбался и хлопал. Выхода у него нет. Суннитский мир переживает возможно самый тяжёлый кризис в своей истории. С одной стороны, на него наседает Исламское Государство и другие экстремисты, включая Аль-Каиду и тех же “Братьев-мусульман”, с другой шиитский Иран, которому ядерная сделка, подписанная Обамой открыла прежде замороженные многомиллиардные счета и доступ к передовым технологиям. Суннито-шиитское противостояние охватывает сегодня Сирию, Ирак, Йемен, Ливан, Бахрейн, тлеет в самой Саудовской Аравии. Даже просто для удержания позиций нужны деньги, которых из-за падения мировых цен на нефть, становится в Саудовской Аравии всё меньше. А США, прежде зависевшие от арабской нефти, и потому прикрывавшие своих нефтедойных коров от всех напастей, теперь и сами её экспортируют. Вписываться за арабов в их войны Америка больше не собирается. А без её помощи Саудовскому королевству не устоять. Собрав едва ли не последнее, король Салман дал Трампу щедрую взятку в размере чуть ли не полтриллиона долларов, включая сто миллиардный контракт на закупки американского оружия. Теперь у Трампа есть средства на создание так необходимых ему рабочих мест в США, а у короля – надежда на то, что США не дадут ему совсем пропасть.
В Израиль американский лидер прибыл аккурат на юбилей победы в Шестидневной войне и освобождения Иерусалима, что само по себе стало весьма символическим шагом. Здесь он был по-настоящему дружелюбен, улыбчив и открыт, подчёркивая, что находится в кругу друзей. Его давнее знакомство с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу хорошо известно. Стоит отметить, что Трамп стал первым в истории действующим президентом США посетившим “Западную Стену” (“Стену плача”). Из Иерусалима он на полтора часа заскочил в Вифлеем, где уделил время главе палестинской национальной администрации Махмуду Аббасу. В короткой речи, Трамп разъяснил Аббасу, что там, где финансируют террор, мира не будет, прозрачно намекнув на выплаты зарплат и пенсий террористам, сидящим в израильских тюрьмах, на которые уходит 10% бюджета автономии. А затем уехал, ни словом не обмолвившись о возможности создания государства для арабов Иудеи и Самарии (палестинцев).
Зато, вернувшись в столицу еврейского государства, подчеркнул, что связь еврейского народа с Иерусалимом вечна и неоспорима. Здесь Трамп говорил об открывающихся новых возможностях для региональных изменений. Судя по всему, ему кажется реальным заключение соглашения между Израилем и его арабскими суннитскими соседями. Что с этого буду иметь арабы Иудеи и Самарии и будут ли вообще, похоже мало кого теперь волнует. Вряд ли речь даже зайдёт о независимом государстве – в создании гарантированного плацдарма радикального террора по типу Газы никто из сторон не заинтересован. Скорее, они смогут рассчитывать на автономию и вопрос тут в широте полномочий её руководства.
В нынешнем раскладе сильному, преуспевающему, технологически развитому Израилю арабские страны мало что могут предложить. Он и без них неплохо справляется. А вот им нужны передовые технологии, и не только в военной сфере, но и в области здравоохранения, сельского хозяйства, использования водных ресурсов. А ещё данные электронной разведки о террористах и иранских кознях и, конечно, доброе слово, замолвленное за них в кулуарах Белого Дома. Одним словом, арабским странам Израиль теперь куда нужнее чем они Израилю.
И поэтому еврейскому государству совершенно не имеет смысла идти на уступки, например, в вопросе полномочий Палестинской автономии. Наоборот, на компромиссы, включая признание придётся идти арабам. Хватит ли у них духу – не ясно. Но шанс есть. Поскольку именно арабская сторона, не желавшая на протяжении семидесяти лет смириться с существованием Израиля и стремившаяся с помощью промежуточных соглашений ослабить еврейское государство настолько, чтобы суметь ликвидировать, теперь отчаянно нуждается в помощи.
Одним словом, подводя итоги первого визита президента Трампа в Израиль, можно сказать, что это действительно был визит самого произраильского президента США за всю историю отношений между странами. И дело тут, конечно, совсем не в том, что любимая дочка Трампа Иванка, ставшая после прохождения ортодоксального гиюра Яэлью замужем за соблюдающим еврейскую традицию Джаредом Кушниром.
Основа электоральной базы Трампа – американские евангелисты, в большинстве своём симпатизирующие еврейскому государству, осуществляющему с их точки зрения библейские пророчества. Они ждут от своего президента действенной поддержки Израиля, окончательного признания Иерусалима столицей, переноса туда американского посольства и уж точно не выкручивания еврейскому государству рук.
Дни счёта Омера – между Песахом и Шавуотом, в который и состоялся нынешний визит, еврейская традиция уподобляет времени выздоровления – не простому, даже опасному, поскольку ослабленный организм может легко подхватить какую-нибудь хворь снова, но в целом оптимистическому. А еврейская традиция не ошибается.