Настоящая фамилия Виктора Чайки – Сигал. Наш герой – популярный российский эстрадный композитор, поэт-песенник, певец и музыкант. Неоднократный номинант и победитель фестиваля « Песня года», написал музыку к нескольким кинофильмам. 15 ноября в МЕОЦе состоится сольный концерт Виктора, на нем он исполнит как свои старые и любимые зрителями композиции, так и порадует новинками. Мы поговорили с ним о жизни, творчестве, мечтах, теплом одесском детстве, о том, как его родной город у Черного моря «живет» в каждой сочиненной им песне.
Виктор, знаю, что Вы родом из знаменитого «города у Черного моря»
Да, я родился я в Одессе, в семье хирурга-травматолога Григория Наумовича Сигала и учителя истории Ларисы Ефимовны Сигал. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. Параллельно обучался игре на ударных инструментах, рояле, виброфоне, гитаре. Затем увлекся джазом, и с этого времени увлекался игрой на барабанах больше, чем всем остальным. Уже в 15 лет играл в одесских джазовых и рок-группах. В старших классах общеобразовательной школы создал собственную группу.
Во сколько лет Вы попали в Москву? Как началась Ваша карьера?
В 19 лет меня призвали в армию и распределили служить в одну из московских частей. Рядом находился ДК «Москворечье», где я начал заниматься в знаменитой джазовой студии, в которой в разное время учились многие талантливые музыканты. Позже – поступил в Московский государственный университет культуры и искусств на эстрадное отделение.
В трудные для кошелька времена, утром разносил газеты, днем давал уроки музыки, а вечером играл в ресторане на скрипке. Ведь я не только поэт-песенник, но и композитор, музыкант. В джазовой студии, в которой я занимался, а потом сам начал преподавать, обитали все значимые музыканты того времени. И там же находилась база знаменитого ансамбля Алексея Козлова. Я прошел конкурс, попал в его группу «Арсенал», в качестве барабанщика. Несколько лет работал в группе барабанщиком. Принимал участие в записи альбома «Своими руками». Считался одним из лучших ударников в стране. Так все и началось.
После «Арсенала» я пришел в группу «Веселые ребята», в составе самых знаменитых музыкантов, которые начинали там свою карьеру. В октябре 1985 года ансамбль покинул барабанщик Китаев, и художественный руководитель Павел Слободкин пригласил меня на его место. В «Весёлых ребятах» я работал до февраля 1988 года. Это был один из самых хитовых коллективов, исполнявших главные шлягеры страны.
Там я написал две своих первых песни для Алексея Глызина, которые стали хитами. К примеру, «Зимий сад», премьера которой состоялась на концерте, организованном Аллой Пугачевой к Дню защиты детей.
В 93-м году уже начал выступать сольно, с песней «Мона Лиза», которая в этом же году стала лауреатом «Песни года», где я принимал участие. И так поехало и пошло. Писал песни для Леонтьева, Аллегровой, Глызина, Азизы, Моисеева, Долиной, Овсеенко, одним словом – для большого количества популярных российских артистов. Песни мои регулярно попадали в музыкальные хит-парады, я получил несколько дипломов фестиваля «Песня года», как композитор и как поэт-песенник.
Откуда черпаете вдохновение?
Вдохновение… Я и сам не знаю, откуда оно приходит. Думаю, так как это – моя профессия, и всю жизнь этим занимаюсь, то проблем с музой – нет. Как профессиональный человек, я знаю, как вызывать вдохновение, я с ним – «в хороших отношениях»! Я – оптимист, верю, что все хорошо, а дальше будет еще лучше.
Как получилось, что Вы из Сигала стали Чайкой?
В самом начале я собирался выступать, как Виктор Сигал, что является моей настоящей фамилией. Но когда пошла большая слава и меня пригласили на «Первый канал» с моими песнями, то спросили: «У Вас такие хорошие, замечательные песни! А зачем вы взяли псевдоним этого американского актера?». Тогда американский актер Стивен Сигал был дико популярным в СССР. И я долго доказывал, что это моя настоящая фамилия. На что мне ответили: «Да-да, у Вас все хорошо, только Вы носите американский псевдоним популярного актера!». И я решился на псевдоним, переведя свою фамилию с английского на русский и став Чайкой (Сигал по-английски – Чайка).
Есть ли в Вашем творчестве отголоски одесского детства?
Я вообще считаю, что все песни, которые я пишу, это – одесские еврейские песни. Каждый пишет так, как чувствует. Моя бабушка всегда пела красивые еврейские песни. Я весь наполнен этой мелодикой. Хотя у меня не только еврейские слушатели, но в каждой мелодии можно слышать шум Одессы, звуки моря, говор людей, звуки музыкантов, которые всегда играли на улицах, свадьбах, это все, в совокупности – одна одесская интонация. От нее невозможно избавиться, она остается, и вся моя музыка пропитана еврейскими интонациями. Они и грустные, и наоборот – безумно веселые. И не хочется никуда от этого деваться.
Последнее время мы редко Вас видим на телевизионном экране, с чем это связано?
Сейчас у меня меньше концертов, чем было раньше. Потому что я не совсем в обойме телевизионных героев. В конце 90-х годов тяжело заболел мой отец, на операцию никто не решался. Я отвез его на лечение в США и был долго занят здоровьем своих родителей, которых очень любил. Сейчас их нет, папа и мама похоронены в Нью-Йорке. А шоу-бизнес не терпит долгого отлучения. Но я считаю, что это был правильный выбор с моей стороны. Потому что все проходящее, а родители – нет, и я делал все, что мог, для того, чтобы отдать им сыновий долг.
Снимаюсь я на ТВ и участвую в концертах сегодня не так активно, как раньше, но по-прежнему есть верные мне люди, которые регулярно приходят на концерты. Самое главное, чтобы эти концерты были веселые. Чтобы люди, которые приходят, уходили отдохнувшие и радостные.
А что скажете о Ваших слушателях за рубежом?
Я часто отправляюсь выступать заграницу, где живут наши соотечественники, которые скучают именно по тем артистам, которых помнят по своей молодости. Каждый год я езжу в Испанию, Францию, Италию на разные фестивали, концерты и семейные торжества. На мои выступления приходит большое количество людей. В ноябре меня ожидает в Германии гастрольно-концертный тур с друзьями-артистами, живущими в Европе.
А в Одессу не мечтаете вернуться жить?
Нет такого города, в котором я бы хотел жить постоянно. Поэтому я довольно часто уезжаю и делаю это надолго. Слава Б-гу, могу себе позволить жить в разных точках мира. У меня молодая семья, я – молодожен, недавно женился на поэтессе Полине. У нас большие планы на жизнь. А что касается Одессы, то обязательно собираюсь показать жене родной город, где я родился.
Что ожидает зрителей на концерте в МЕОЦе 15-го ноября?
Это будет особый вечер! Обещаю легкую, теплую, радостную атмосферу, с отличной позитивной музыкальной программой. Исполню как свои прежние хиты, так и новые песни. Обещаю, что после моего выступления, люди уйдут отдохнувшими, разгруженными, как с арт-терапии. Люблю, когда на концертах пишут мне записки, я на них всегда всем отвечаю.
Кем бы Вы могли стать, если бы не работали композитором и поэтом, как сейчас?
Я мечтал работать врачом, как мой отец. Если бы я не был музыкантом, то непременно стал бы врачом. Отец занимался музыкой, потом ушел на фронт, прошел всю войну от Киева до Берлина. И в 36 лет он, после армии, майором, прошедшим войну решил, что ему нужна мирная профессия. Он сел за парту, зубрил биологию, химию и поступил в Одесский мединститут. Будучи в два раза старше своих однокурсников, он понимал, что должен быть во всем лучшим и завершил учебу с красным дипломом.
Виктор, поделитесь дальнейшими планами
Летом на экраны вышел полнометражный мультфильм, к которому я написал всю музыку и песни. Сочиняю и записываю свой новый альбом. Работаю над музыкальным спектаклем по пьесе Виктории Токаревой и стихам Ларисы Рубальской. Мечтаю «нарожать» детей. Планирую довольствоваться тем, что есть и смотреть в будущее с оптимизмом.
Читайте также