Мое поколение выросло на рассказах о его подвигах. «Здесь его побили полицейские во время демонстрации и в который раз арестовали», – рассказывали мне, когда я шел по «площади Шабата» в центре Иерусалима. «А в это окошко кассы он просунул голову, чтобы прекратить продажу билетов на фильмы в Шабат, и никак не могли его оттащить», – показывали мне на здание кинотеатра «Эдисон» выше по улице от «площади Шабата». (Сейчас это здание, к счастью, наконец снесли и на его месте построили жилой дом).
На этой неделе отмечалось пятьдесят лет со дня смерти раввина Амрама Блоя, благословенной памяти, лидера «Нетурей Карта» в Иерусалиме. В борьбе за святость Иерусалима, за святость Шабата он не боялся никого. У него было много противников, но и они признавали, что это был искренний борец, настоящий ревнитель за дело Всевышнего. И возможно не случайно, многие из его потомков стали хасидами Хабада, и его правнуки служат посланниками Ребе здесь в Москве.
Путь Ребе во многом отличается от пути «Нетурей Карта». Главным образом тем, что Ребе никогда не сердился на евреев, никогда не боролся против евреев, он приближал и влиял на каждого еврея в любом духовном состоянии, «путями приятными» – как он не раз подчеркивал. В письмах, которые Ребе писал р. Амраму, он выражал это свое мнение, и в то же время Ребе считал, что есть те, чья роль – это голос протеста против поведения, не соответствующего духу Торы и заповедей.
Есть такой вопрос: почему история об убийстве Зимри, главы колена, совершившего тяжкий поступок, приведена в предыдущей главе Балак, а великая награда, которую получил Пинхас за то, что убил его, указана в нашей главе, следующей? Евреи отвечают на него так: чтобы узнать, совершил ли ревнитель свой поступок из чистого страха перед Небесами или из-за вражды к другому еврею – нужно подождать как минимум неделю…
Вообще «ревнитель» – как канатоходец: наклонишься вправо или влево – пропал, только самый прямой путь спасет тебя. Ѓалаха говорит: если бы Пинхас не застал Зимри с моавитянкой «на горячем», его действие было бы просто убийством. Если бы Зимри оказал сопротивление, он имел бы на то полное право. И если бы Пинхас сначала побежал в Санѓедрин спросить совета, ему категорически сказали бы: «Ничего не делай»! – и он обязан был послушаться.
Пинхас – первый ревнитель, упомянутый в Торе – учит нас не делать никаких личных духовных или материальных расчетов. Перед его глазами стояло только одно – выполнение воли Моше Рабейну. Он полностью отрекся от себя, и его не интересовало ничего другое. Он услышал от своего учителя закон о ревнителе и решил стать ревнителем любой ценой, даже рискуя своей физической и духовной жизнью. И он удостоился принести спасение всему народу!
Читайте также