В этой главе Моше напоминает еврейскому народу о даровании Торы на горе Синай, о Б-жественном Откровении. Голос Творца, звучавший с горы Синай, Моше описывает, как “голос великий и непрерывный”. Мидраш приводит несколько истолкований этой “непрерывности”. По одному объяснению, это был голос, который “разделился на семь голосов, а они разделились на семьдесят языков”. По другому комментарию Мидраша, этот голос не прервался, а продолжает открываться в любую эпоху через пророков и мудрецов в каждом поколении – “он есть источник всех пророчеств”.
Как известно, все рассказы Торы несут в себе поучение, необходимое нам для служения Творцу. В чем же урок того, что голос, звучавший при даровании Торы, был “великим и непрерывным”?
Особенность дарование Торы на горе Синай заключается в том, что это было Б-жественное Откровение высшей ступени. Талмуд объясняет речение “Я – Б-г”, открывающее десять заповедей, так, что слово “Я” – “Анойхи” является аббревиатурой слов Ана Нафши Кетавит Еавит – “Я Себя Самого написал и дал”. Это означает, что во время дарования Торы Всевышний вручил Себя Самого каждому еврею.
Можно, однако, предположить, что такой уровень раскрытия Б-жественности был только во время Синайского Откровения. Все же остальные уровни Торы, раскрытые через пророков и мудрецов более поздних поколений не не обладаю силой Дарования Торы. Конечно, понятно, что эти святые люди не говорили от себя, но “дух Б-жий говорил через них, и Его слова были на их устах”, тем не менее мы могли бы подумать, что это не равнозначно воплощению Самого Всевышнего в слова Десяти Заповедей.
На это предположение отвечают слова Торы: “Голос великий и непрерывный”. Все части Торы, все учение, и то, которое было в более поздних поколениях, является продолжением этого “великого голоса”. В каждом установлении мудрецов Израиля во всех поколениях открывается Сам Всесущий, будто Сам Он их изрек, буквально как на горе Синай. Он пожелал, чтобы определенные постановления открывались именно в тот или иной период истории пророками и мудрецами своего поколения, но все это по сути – тот же “великий голос”.
Кроме того, как поясняет Мидраш, “непрерывность” голоса Всевышнего подразумевает перевод Торы на семьдесят языков. Таким образом Тора дает нам знать, что ее слова, относящиеся к народам мира, – семь заповедей сынам Ноаха, к соблюдению которых евреи должны призывать народы мира, – не второстепенно, это также часть “великого голоса” дарования Торы.
Есть в этих словах также намек на тот период времени, когда евреи рассеяны среди других народов мира и говорят на “семидесяти языках”. Внутренний смысл этого рассеяния заключается в том, чтобы евреи освятили этот мир и собрали “искры святости”, разбросанные в самых разных его уголках. Когда евреи изъясняются на каждом из этих языков, общаясь и пользуясь ими в повседневной жизни, но во имя служения Всевышнему и исполнения Торы – то в этом есть та же сила, что и в “великом голосе”, прозвучавшем на горе Синай.