Факт существования еврейского народа на протяжении всей его многострадальной истории представляется чем-то невероятным. Евреи с момента своего сформирования в народ уподобляются “овце среди семидесяти волков”. Народы мира вечно их преследовали и неоднократно пытались уничтожить. Большинство из этих народов стерты с лица земли, а евреи все еще существуют. В чем секрет этого?
В книге “Шней Лухот Абрит” говорится, что сила вечного существования еврейского народа заложена в повелении Всевышнего исчислить всех евреев в пустыне. Исчисление придает вещи особый статус: как формулируется это правило в Талмуде, “исчисляемое не устраняется”. Подсчет сообщает подсчитанному особую важность, делающую невозможным полное исчезновение. Пересчитав евреев в пустыне Всевышний сделал еврейский народ таким вот неисчезающим “исчисляемым”.
Однако в этом есть нечто непонятное. Исчисляемые вещи обладают важностью не потому, что их пересчитывают, а наоборот – в силу их важности их считают. Важность вещи есть причина счета, а не следствие. Факт подсчета лишь раскрывает внутренне присущее этому предмету особое достоинство. Может показаться, что и подсчет евреев в пустыне стал следствием особого статуса, которым они обладали и до того.
Ответ на этот вопрос кроется в том, что заповедь о пересчете сынов Израиля находится в главе “Бэмидбар”, чтение которой непосредственно предшествует празднику Шавуот – дню Дарования Торы. Что изменило Дарование Торы на горе Синай? Тора существовала и до этого, ее изучали наши Праотцы, левиты и т.д. Но до Синайского Откровения Тора и ее заповеди лежали исключительно в духовной плоскости и не оказывали никакого влияния на материальность. А после Дарования Торы на горе Синай сынам Израиля была дана сила привнесения святости в материальный мир.
С Дарованием Торы ударение было перенесено с духовного на материальное. Главной целью стало действие в рамках материального мира, привнесение святости в материальность. Чтобы любая духовная идея находила свое выражение именно в земной реальности.
В свете этого можно понять необходимость действительного исчисления еврейского народа. При том, что если бы особое достоинство народа Израиля оставалось лишь в плоскости духовной, не будучи проявлено посредством пересчета, он все равно в силу величия своей духовной сущности был бы неуничтожим, но тогда этот его огромный духовный потенциал не проявлялся бы в мире и не оказывал на него воздействия.
Благодаря заповеди исчисления сущностное достоинство еврейского народа обнаружило себя в рамках этого мира, так что в его реальности ощущается вечность народа Израиля.
Иными словами, приказав пересчитать евреев, Всевышний проявил уникальность еврейского народа а самой природе материального мира и укрепил тем самым их потенциал освящения этого мира, чтобы превратить его в “жилище для Творца”.