Михаил Калик, (наст. имя – Моисей) Наумович (р. 1927), советский кинорежиссер, сценарист.
Родился 29 января 1927 года в Архангельске. С 1949 по 1951 г. учился на режиссерском факультете ВГИКа в мастерской Г. Александрова, с несколькими другими студентами был арестован по делу Молодежной антисоветской террористической организации, осужден трибуналом войск МВД Московского военного округа и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей, прошел несколько тюрем и лагерей, в том числе Лефортово и Озерлаг. Освобожден и реабилитирован в 1954 г., после чего был восстановлен на третьем курсе института, который закончил в 1958 г. (мастерская С. Юткевича), получив диплом с отличием. В качестве дипломной работы засчитан сделанный во время учебы фильм «Юность наших отцов». Фильм этот, снятый по роману А. Фадеева «Разгром», принес режиссеру широкую известность.
После института Калик работал на киностудии «Молдова-филм», где первое время помогал завершить находившийся в производстве фильм «Атаман Кодр», посвященный борьбе молдавских повстанцев против гнета помещиков. Сделанные затем самостоятельно картины «Колыбельная» (Почетный диплом МКФ в Локарно, 1960 г.) и особенно «Человек идет за солнцем» свидетельствовали о том, что их автор – один из самых талантливых кинематографистов своего поколения. История мальчика, который по детской наивности старается догнать солнце и видит в пути и самых разных людей – инвалида, потерявшего ноги на войне, юных девушек – и самые разные события, от переживания людьми счастливых мгновений полноты бытия до похорон, когда шоферы хоронят своего товарища, – это поэтическая притча о человеке, которому придется пройти все стадии жизни, миновать периоды счастья и потерь и уйти с этой планеты, и все это, преследуя солнечный диск, хотя его невозможно не только догнать, но и приблизиться к нему.
Фильм «До свидания, мальчики!» (по повести Б. Балтера) рассказывает о довоенных годах, представляющихся временем невозвратимого и совершенно неправдоподобного счастья. Особое внимание режиссер уделил изобразительному решению картины. Здесь две стихии и как бы две основные материи, из которых создан мир: море, слепящее глаза, и воздух, насквозь пронизанный солнечными лучами. В этом фильме сыграли свои первые роли в кино такие крупные актеры, как М. Кононов и Е. Стеблов, а также дебютировал больше известный в качестве кинорежиссера Н. Досталь.
«Любить» – необычная лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы, взятые из Библии и вынесенные в титры. Казалось бы, такой простой вопрос «Что значит – любить?» вырастает в один из самых важных и крупных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью на улице создатели фильма, и священник А. Мень, размышления которого перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах, снятых по произведениям современных писателей, великолепно сыграли Л. Круглый, А. Фрейндлих, С. Гурзо-младший, С. Светличная (по всей вероятности, это ее лучшая роль, продемонстрировавшая драматические грани ее актерского дарования, так и не использованные в дальнейшем). Претензии, предъявленные фильму, и насильственное вторжение в художественную ткань, удаление эпизодов и перемонтаж, вызвали протест режиссера, пытавшегося отстоять свои права через ВААПП, тем не менее, фильм был снят с экрана. Вовсе не вышел к зрителю телевизионный фильм «Цена», сделанный по пьесе А. Миллера.
Попытка властей завести против режиссера уголовное дело в связи с платными выступлениями по клубам и показами его фильмов (практика, которой следовали в то время многие), явное давление, изъятие картин на основании того, что фильмы принадлежат не лицам, их сделавшим, а киностудиям и государству, побудил режиссера подать документы на выезд в Израиль. Все копии фильма «Любить», смонтированные по авторскому плану, пропали при тех или иных обстоятельствах, фильм был частично восстановлен и доработан режиссером лишь в 1990 г. за границей (новый вариант отличается от первоначального).
Калик эмигрировал в ноябре 1971 г. Дата 14 ноября, как напоминание о прощании с родиной и дорогими людьми, присутствует в последнем фильме режиссера «И возвращается ветер…» (Приз жюри «За мужество таланта» на КФ «Кинотавр», Сочи, 1992 г.). Работа эта, полемически автобиографичная, рассказывает о жизни режиссера, начиная от времен детства, когда мир кажется таким огромным, захватывая годы эвакуации (он видит в Алма-Ате С. Эйзенштейна, снимающего картину «Иван Грозный»), картины лагерной жизни, начальственные проработки и не только со стороны кинематографических деятелей, но и партийных и государственных работников Молдавии, решительно осудивших фильм «Человек идет за солнцем», вплоть до проводов, мучительных посиделок перед отъездом. Монтаж фильма не связан с ритмом или единством художественного решения, режиссер пытается доказать свою правоту, для чего вводит и кадры из предыдущих своих картин. Фильм этот, в первую очередь, человеческий документ, органичным его не назовешь, впрочем, как и жизнь, выпавшую на долю М. Калика, режиссера, чье творчество мощно повлияло на стилистику кинематографа 60-х годов.