Это было в моём детстве, в Иерусалиме. Я пошёл на рынок с отцом, чтобы закупить продукты на праздник. Мы подошли к лоткам с овощами и фруктами, и один из продавцов неожиданно завёл беседу с моим отцом. Я некоторое время развлекался тем, что смотрел вокруг, но моё терпение начало иссякать.
Как понятно всем, канун Песаха – это очень хлопотное время. Нужно чистить, готовить дом к празднику, покупать, варить… а этот продавец беседует себе с моим отцом, как будто время остановилось или как будто уже холь ѓа-моэд и каникулы.
Хотя «беседует» – не совсем правильное определение. Беседа подразумевает участие двоих, а здесь – продавец произносит свой монолог, а мой отец слушает и кивает. Я пытался осторожно намекнуть отцу, что мы пришли сюда за покупками, а не для встреч с друзьями, но это не помогло: продавец по-прежнему говорил, а мой отец по-прежнему слушал. Это длилось больше получаса, наконец они пожали друг другу руки и расстались.
Мы закончили покупки и повернули к дому. «Шия, извини, что тебе пришлось так долго ждать», – обратился ко мне отец, – «но у меня не было выбора. Ты не знаешь этого человека. У него есть взрослый сын, для которого он не может найти невесту. Он в депрессии, и ему нужно было поговорить». Ещё до того, как я успел сказать то, что подумал – «папа, а разве ты сват?» – отец продолжил: «У меня нечего ему предложить. Но у меня есть возможность его выслушать. И я сделал это, и надеюсь, что он будет чувствовать себя более спокойно в этот суматошный день. Может быть, перед праздником в его дом войдёт радость».
Канун Песаха бывает раз в году, но воспоминание об этой истории всплывает во мне каждый раз, когда я прохожу мимо этого прилавка на рынке, и конечно, я вспоминаю об этом каждый год перед Песахом.
*
«Я лежу в Эйтаним» – такое сообщение я получил неделю назад, когда был краткое время в Иерусалиме. «Эйтаним» – это иерусалимская лечебница для душевнобольных. Я разволновался. Сообщение послал мне молодой человек, который однажды был в Москве и с тех пор мы дружим. С ним многое случалось, но чтобы он попал в Эйтаним – этого я себе даже представить не мог. Важность помощи другим мне ясна с того случая в канун Песаха, я накупил в магазине угощений и поехал.
К зданию лечебницы ведут зелёные извивающиеся тропки в парке, но войти внутрь я смог только после получения особого разрешения. Наша встреча оставила меня в волнении. Мы сели в уголке, я достал коробку печенья и бутылку напитка, постепенно вокруг нас стали собираться другие обитатели лечебницы, всем я предлагал угощение и всех просил что-нибудь рассказать. Какие истории, какие необычные точки зрения, какие видения… А я сижу и слушаю. Когда время посещения стало истекать, я спел несколько хасидских песен, и мы расстались.
Перед выходом один из обитателей спросил меня: «А что, сегодня Пурим?» «Почему Пурим?» «Потому что в Пурим здесь тоже были похожие на тебя…»
Царь Шломо говорил в Мишлей: «Забота в сердце человека – пусть выскажет её». Наши мудрецы советуют тем, у кого есть заботы, рассказывать о них другим людям. Это помогает, проверено. Но кто же нас выслушает? И главное – как слушать? У всех нас постоянно есть с собой телефон, так что слушать – невеликая проблема. Но вы не представляете, как это важно.
Есть много ступеней благотворительности: дать еду, помочь деньгами, ссудить деньги и пр. И ещё сказано в Теѓилим: «Счастлив внимательный к бедному». Здесь не говорится о бедном, у которого нет денег или одежды. Здесь упоминается «даль», это другой вид бедного. Даже богач может быть «даль», даже известный политик, даже селебрити. У них всё есть. Чего же у них нет? Того, кто их выслушает. И о том, кто внимателен к такому человеку, говорит царь Давид: «Счастлив он».
Слова царя Давида обязывают нас. Неважно, Пурим сейчас или канун Песаха, или будни. Неважно, когда и где. Слушать – родственников, семью, друзей, каждого, по кому видно, что он нуждается в этом. Но при этом не отвечать на телефон, не писать СМСки, ничем не заниматься: обращать всё внимание на говорящего.
*
Известно хасидское понимание слова «мицва» – от слова «цавта», соединение. Посредством заповедей мы соединяемся с Тем, кто их дал – со Всевышним. В начале нашей недельной главы Всевышний говорит Аѓарону и его сыновьям правила принесения жертв и подчёркивает, что на жертвеннике всегда должен гореть огонь. В большинстве случаев повеления вводятся глаголами «скажи» или «говори». Но в случае постоянного огня – глаголом «вели», «цав». «Постоянный огонь» – это горящее сердце еврея, готового помочь ближнему всегда и везде. И тогда мы удостаиваемся «цав», соединения со Всевышним, «цавта». А Всевышний поступает с нами «мера за меру»: если мы выслушаем других, и Он выслушает нас и приблизит наше Избавление. И осуществится стих «Как в дни исхода твоего из Египта, покажу Я им чудеса» во время полного и истинного Избавления в скором времени!
Лёгкой вам уборки,
Гут Шабес,
Шия Дайч.
Читайте также