В пустыне нет ни бизнес-центров, ни заводов. Так что, если бы вы жили в пустыне, скорее всего у вас не было бы работы. У вас не было бы ни вечно командующего вами начальника, ни не желающих подчиняться подчиненных.
В пустыне нет городов или районов – там невозможно находиться на правильной или неправильной стороне. Там нет торговых центров и супермаркетов – Вы бы ели манну небесную и носили бы одну и ту же пару обуви на протяжении сорока лет.
Вот именно поэтому, как говорят наши мудрецы, Б-г и дал нам Тору в пустыне.
Если бы Он дал ее на Уолл Стрит, Ему пришлось бы решать, кого назначить в совет директоров и кто должен обладать контрольным пакетом акций. Если бы Он дал ее нам на Святой Земле, Ему пришлось бы решать, сделать ли это в религиозном Иерусалиме, мистическом Цфате или современном Тель-Авиве. Или, возможно, Он предпочел бы коммунистический киббуц или даже нео-сионистское поселение?
Б-г не хотел для своей Торы никаких акционеров, никакой корпоративной структуры, никакого социального или политического контекста. На самом деле, вообще никакого контекста. Только мы и Тора.
Разве не было бы прекрасно тогда остаться в пустыне?
Но как только Б-г убедился, что мы получили послание, что мы поняли, что Тора – это не продукт какой-то определенной эпохи, среды или культуры, и что она принадлежит в абсолютной и равной мере каждому из нас, Он послала нас в города и деревни своего мира, на его фермы и рынки, университеты и офисы. Он сказал нам, что теперь, когда Он выполнил свою часть, пришел наш черед сделать так, чтобы Тора была значима во всех этих местах и в любом контексте.
И все равно время от времени приятно вернуться в пустыню. Хотя бы просто с визитом.
Перевод Анны Каллер
Источник: ru.chabad.org