Творческий дуэт Елены Колдуновой и Владимира Клёсова получил известность за счёт сложносочиненных фотографических проектов, которых за двадцать лет их сотрудничества было спродюсировано и воплощено немало. При этом почти за каждой историей стоит не только высокий профессионализм и перфекционизм, но и скрупулезная исследовательская работа и тщательная подготовка, иногда растянутая на годы.
Новая работа Koldunova+Klyosov Studio находится еще в процессе активного создания. Она посвящена жизни евреев, а их в российской столицы живет сегодня более полумиллиона, во всем её многообразии, необычности и уникальности. Для себя Елена и Владимир сформулировали задачу так: снять коллективный портрет московского еврейского народа.
Елена Колдунова: Идея возникла давно. Я тогда уехала учиться в Италию, и среди моих студенческих друзей неожиданно оказалось несколько евреев. С кем-то из них мы дружим до сих пор. Они из разных стран, кто-то глубоко религиозен, кто-то атеист, кто-то агностик, однако эти люди имеют немало общего – в характере, мировоззрении, поведении, в отношении к жизни. И однажды мы с Владимиром задались вопросом: как это может быть? Почему народ, разбросанный по всему миру, сохраняет некую общность? Может, всё благодаря верности традициям? И мы взялись изучить эти традиции на примере московских евреев.
Владимир Клёсов: Москва уникальна тем, что здесь представлены различные группы евреев – со всего бывшего Советского Союза. То есть, это не одна община, а несколько, даже множество.
Елена: И, выяснилось, что дело не только в традициях или культуре, не только в неповторимом национальном колорите, но и в моральных принципах, в философии, которая выражается, к примеру, в воспитании детей или отношении к родителям.
Владимир: Я бы сравнил это с матрёшкой наоборот: открывая следующую, ты обнаруживаешь, что она больше, а не меньше, чем предыдущая.
Елена: Естественно, всех, кто соглашался принять участие в нашей затее, мы расспрашивали: как и почему? Кто-то отвечал, что народ сохранил свои черты благодаря Торе и ортодоксальным хранителям веры. Кто-то утверждал, что евреев объединил Холокост. Кто-то упоминал те или иные обычаи, заповеди и правила. Например, Шаббат. Совершенно гениальная штука! В пятницу с заходом солнца отключаешь всю свою работу и можешь только общаться с близкими, сосредоточиться на молитве. Это своего рода очищение мозга, перезагрузка. Как сказал мне один знакомый еврей, когда я ему пожаловалась на свою загруженность: «А вы возьмите паузу. Мир без вас не остановится».
Владимир: Или вот отношение евреев к детям – как к людям, с которых нельзя многого требовать, поскольку у них ещё нет опыта. Взаимодействие детей внутри семьи, особенно, многодетной – это тоже очень интересно. Мы не заметили у них разделения на старших и младших. Или, к примеру, для меня стало шоком, что раввин в синагоге выслушает каждого желающего с ним в этот день пообщаться.
Елена: В общем, нам стало любопытно показать московскую еврейскую диаспору максимально широко. Планируем, что это будет и книга, и выставка, потому что фотографии здорово смотрятся в большом формате. Ну и поскольку мы живем в цифровую эпоху, то в интернете эти работы тоже будут представлены.
Владимир: Мы снимаем жизнь современных ортодоксов со всеми её постулатами и ритуалами: брит мила, первая стрижка, бар-митцва и бат-митцва, свадьба и так далее. Снимаем людей традиционных еврейских профессий, например, сойферов, переписчиков Свитков Торы. Или шойхетов, которые занимаются ритуальной обработкой мяса по законам кашрута. И пытаемся сделать это красиво и честно. И наряду с религиозной частью, в этом проекте отражена жизнь светских людей, тех, кто не ходит в синагогу, не глубоко привержен религии, и кого не особо волнует вопрос национальности, но они приумножают еврейские традиции и сохраняют связь с еврейской культурой иными способами.
Елена: Допустим, мы планируем снять московского художника Михаила Молочникова, который будучи человеком светским, в своей графике воплотил еврейский алфавит. И при этом он не знал иврита и не интересовался им раньше.
Владимир: Или Хор Турецкого, который исполняет не только еврейские песни.
Елена: Самое сложное в этой работе – чтобы нас, неевреев, не боялись, чтобы нам доверяли. Этот проект не претендует на глобальное исследование или обобщение, это всего лишь наш художественный взгляд и наши впечатления.
Владимир: У нас есть несколько консультантов из числа авторитетных представителей диаспоры, чтобы мы не вели себя, как слон в посудной лавке.
Елена: Помню, впервые попав в синагогу, я пошла снимать на первый этаж, и все были в шоке. Ко мне подлетел Гершон Коган, пресс-секретарь Берл Лазара, главного раввина России: «Елена, вы не можете здесь находиться!» На что я ответила: «Но я же в шляпе!» – «Нет, здесь не может быть женщин». И в итоге снимал Владимир… Или вот отправляясь в гости к ортодоксальным евреям и ничего ещё не зная о кашруте, мы аккуратно узнавали: какие фрукты или сладости можем принести? Один из наших экспертов – замечательный адвокат Евгений Паперно, он – кладезь информации по иудаике. А вообще у нас сейчас десятки консультантов.
Владимир: Да мы и сами уже можем выступать экспертами по каким-то вопросам.
Елена: Сделана уже значительная часть проекта, но нам нужно «закрыть» несколько тем. Допустим, побывать на одном и том же торжестве в семьях, которые различаются и происхождением, и достатком. Хотим поснимать в домах у московских горских евреев, но это довольно закрытое сообщество, и сфотографировать всю семью сложно. Хотим, чтобы нерелигиозные люди впустили нас в какую-то часть своей еврейской жизни. Если кто-то из читателей готов стать героем нашего проекта или знает потенциальных героев, свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Владимир: И, разумеется, мы будем рады, если частные лица, фонды или организации захотят поддержать наш проект в качестве спонсоров. Пишите: info@koldunovaplusklyosov.com
Следить за нашим проектом можно здесь http://artlovers.moscow
и здесь https://www.instagram.com/artlovers_project/
Беседовал журналист Влад Васюхин