Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

В МЕОЦ прошел вечер, посвященный актеру, режиссеру, поэту Анатолию Налю

26 мая 2011 / Главная

Анатолий Наль (1905-1970) Актёр, режиссёр, поэт и педагог. Ученик Евгения Вахтангова, актёр Вахтанговского театра (1921-49). Он сыграл в театре около 30-ти ролей. Был художественным руководителем московского Молодого театра и главным режиссёром Современного театра. В 20-е годы выпустил две книги стихов. К поэтическому сборнику «Элегия и стансы» (1924) предисловие написал М.Кузмин. 29 ноября 1925 г. был заявлен, как и С.Есенин, для участия литературного вечера «Поэзия наших дней» как поэт, не входящий ни в какие поэтические группы.Если бы в этом сезоне «Клуба друзей библиотеки» мы бы так не подружились с замечательным человеком, ученым, поэтом Александром Городницким, то история жизни и творчества Анатолия Наля была бы нам неизвестна. Ибо Наль был сугубо театральным актером и киноэкран обошел его стороной. В 1969 году Анатолий Наль поставил как режиссер телеспектакль «Цветы запоздалые» по рассказу А.П.Чехова, с Еленой Соловей в главной роли. Он стоял у истоков отечественного театрального телевидения, более того, дикторы первого поколения: Кондратьева, Леонтьева, Шилова – его ученики. Так что благодаря ему в советское время с экранов телевизоров вы слышали грамотную, хорошую, с правильной интонацией и окончаниями русскую речь. Увы, сегодня с голубого эраны мы можем усвоить все многообразие сленга, просторечий, диалектов и нецензурной лексики… Литературный русский язык редкий гость на ТV.Анатолий Наль родился в начале ХХ века на Украине в большой еврейской семье. Его дед был религиозным человеком, но сыновья отошли от иудаизма, а Антолий и вовсе был вне еврейских традиций. С юности он серьезно увлекся театром и в 20-х годах прошлого столетия начал играть в Вахтанговском театре, был учеником Вахтангова и участвовал в Вахтанговской постановке «Принцессы Турандот». Вахтангов репетировал свой знаменитый спектакль уже будучи смертельно больным. На премьеру он не смог приехать и труппа после спектакля с поздравлениями и благодарностью поехала к нему домой. Вскоре Вахтангова не стало. Режиссер дружески относился к Анатолию Налю, ценил талант молодого актера и страшно возмущался тем, что он делит свой талант еще и с поэзией, тем самым отвлекая себя от служения Мельпомене. Наль был разносторонне одаренным человеком. В 20-е годы у него вышло два сборника стихов, которые были напечатаны за счет издательства и имели успех у любителей поэзии. Тиражи были полностью распроданы. К первому сборнику «Элегия и стансы» (1924) предисловие написал очень известный поэт Михаил Кузьмин.Труппа театра с успехом гастролировала с «Принцессой Турандот» по европейским странам. Особенный успех спектакль имел в Берлине. Шли годы и постепенно члены вахтанговской студии разбрелись по разным театрам, но Наль остался верен вахтанговской сцене и проработал в театре до 1949 года, сыграв более 30 ролей. Во время войны здание театра было разрушено – попала бомба и труппа эвакуировалась в Омск. Кстати, именно в Омске девочка Аня (дочь актера) познакомилась с мальчиком Сашей Городницким, который тоже был там в эвакуации.Трагически сложилась судьба братьев Анатолия Наля. Старший воевал в Первую мировую войну, вернулся с подорванной психикой и вскоре покончил с собой. Другой брат погиб в сталинских лагерях. Анатолий Наль уцелел по счастливой случайности. Он приехал к брату в гости. Собралась шумная и немного пьяная компания. Анатолий не рассчитал свои возможности, перебрал и пьяный уснул в ванне. И слава Б-гу. Ночью приехал «воронок» и забрал всех, а в ванную гпушники не заглянули. Так 37 год «пропустил» актера.После гибели Михоэлса и разгрома еврейского антифашистского комитета Наль ушел из театра. Это был правильный шаг. Уцелел и он, и его семья. Ведь Наль не только был евреем, но и переводил на русский язык стихи еврейских поэтов, членов еврейского антифашистского комитета – Маркиша и Фефера. С этого времени Анатолий Наль больше не работал в профессиональном театре. Он был режиссером театра Тихоокеанского флота, ряда других самодеятельных театров. В 60-е годы Наль пришел работать на телевидение, но об этом я писала в самом начале.Анна Анатольевна Наль очень интересно, ярко и эмоционально рассказывала о своем отце. Было показано слайд-шоу с уникальными фотодокументами. Мы не только слушали рассказ о жизни актера, но и полистали альбом его жизни. Скажем так – это может быть очень интересной книгой.Александр Моисеевич Городницкий в этот раз как бы оттенял рассказ своей жены репликами с места – добрыми и с юмором. Ну, и конечно, как же было обойтись без стихов, раз на сцене два поэта. Анна Анатольевна прочитала несколько своих замечательных стихотворений, Александр Моисеевич не только читал свои стихи, но и пел на радость всего зала.Вечер был очень насыщенным и по фактическому материалу, и эмоционально. Зрительный зал очень внимательно слушал рассказ о судьбе Анатолия Наля, прекрасно принимал стихи поэтов и с довольными улыбками подпевал барду.Большое спасибо за прекрасный вечер Анне Наль и Александру Городницкому.L

Оставить комментарий

Медиа

«Дом, полный книг». Р. Менахем-Мендл Каспинов

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11