«Нас охватили печаль и скорбь, когда до нас дошла страшная весть о великом пожаре, который разжег Б-г: внезапно ушла от Вас Ваша скромная и благочестивая дочь, да будет благословенна ее память, в расцвете лет, оставив после себя своего уважаемого мужа и четверых маленьких детей, которые остались без опоры и поддержки, как потрепанный корабль в середине моря. Как сильно заболело наше сердце, когда мы услышали эту ужасную весть, и как скорбит наша душа, разделяя с Вами тяжелую утрату молодой ветви, сорванной в самом цвету. Что мы можем сказать и о чем говорить! Это предопределено Всевышним, и никто из нас не знает, почему».
Так начал Главный раввин России Берл Лазар свое письмо соболезнования, которое на этой неделе он отправил адмору из Спинки, живущему в Бней-Браке. Несколько дней назад его младшая дочь, мать четверых детей, внезапно скончалась от остановки сердца посреди ночи.
Во время одного из своих визитов в Святую Землю несколько лет назад раввина Лазара пригласили посетить дома великих раввинов и хасидских адморов. Я помню, что во время визита домой к Адмору из Спинки раввин Лазар подарил ему новую книгу по хасидизму, и Адмор скромно попросил раввина Лазара надписать ему книгу посвящением. Адмор выразил искренний и любящий интерес к евреям России.
Далее раввин Лазар в своем послании цитирует одно из писем соболезнования, написанного Ребе: «На первый взгляд, кажется странной формулировка утешения скорбящего, освященная традицией многих поколений – подчеркивание того, что утешение должно прийти к нему «среди прочих скорбящих Сиона и Иерусалима». И одно из объяснений этого таково: подобно тому, как скорбь по Сиону и Иерусалиму является общей для всех сыновей и дочерей Израиля, где бы они ни находились, хотя она чувствуется больше у того, кто живет в Иерусалиме и видит Западную Стену и наш разрушенный Храм, чем у тех, кто находится далеко, но и у них также велика боль и страдание – так же обстоит дело и со скорбью отдельного человека и семьи. Весь народ разделяет его горе, ведь, по выражению наших мудрецов, благословенна их память, все сыны Израиля – это единое целое».
И так р. Лазар завершил свое послание: «Нам остается только утешить Вас утешением Сиона и Иерусалима, и мы уверены, что благодаря Вашим усилиям по расширению кругов Торы и хасидизма в Святой Земле и за ее пределами Вы удостоитесь росы возрождения и утешения, которая станет для Вас бальзамом и исцелением для Вашей души и душ всей Вашей скорбящей общины и семьи. И Вы удостоитесь в самом ближайшем будущем возвышенного обетования «Пробудитесь и ликуйте, спящие во прахе» с приходом нашего праведного Избавителя и строительством Храма, услады наших глаз. Да не будете Вы более знать разорения и разрушения в ваших пределах, а только радость и веселье да пребудут в Ваших шатрах, на благо Вам во все Ваши дни, и да увидите вы нахат от Ваши потомков».
Послание это я передал через друга. Молодая дочь Адмора из Спинки была замужем за моим двоюродным братом, р. Давидом Дайчем. Теперь мой брат – молодой вдовец. Но благодаря помощи добрых людей, создавших специальный благотворительный фонд, он сможет, с Б-жьей помощью, вырастить четверых маленьких сирот и посвятить себя им, насколько это возможно.
Читайте также