О Рахель Милане Амаевой – супруге Михаила Амаева, основателя кошерных ресторанов «На Монмартре», «Мисада» и «Местечко» – в еврейской общине ходят легенды: ее умение деликатно и тонко общаться с людьми, говорить с ними о вере и религии поистине удивительно. Восьмой год Рахель занимается организацией уроков Торы для женщин. Мы поговорили с ней о том, как появилась идея проводить лекции, каково их влияние на дальнейшую жизнь еврейских семей, и почему для самой Рахель очень важен момент общей молитвы во время урока.
Вот уже восьмой год вы занимаетесь организацией уроков Торы для женщин. С чего началась эта деятельность?
Честно говоря, с абсолютной случайности. В 2009 году я оказалась на уроке в синагоге на Большой Бронной, посвященном памяти Софьи Семеновны Коган, супруги раввина московской синагоги Ицхака Абрамовича Когана. Вела лекцию Абигайль Якобишвили, которая давно уже давала уроки для женщин грузинской общины. Помню, я слушала как завороженная – было очень интересно! Тогда мне пришла мысль создать подобные лекции и для кавказских женщин. Я обратилась к Ицхаку Абрамовичу, и он посоветовал «написать письмо» Ребе. Для этого необходимо сформулировать волнующий вопрос, написать его на бумаге и вставить в Книгу писем Ребе Любавического. Удивительно, но ответом мне стало: «Вы должны заняться организацией уроков Торы для женщин своей общины».
Первый мой урок прошел перед Пуримом. На него я пригласила своих знакомых женщин и девушек – всего пришли около тридцати человек. С тех пор уроки Торы проводятся каждый месяц.
Сколько человек сейчас собираются на уроки?
С того дня, как прошел первый мой урок, аудитория постоянно расширяется. Это очень радует. На сегодняшний день собирается до ста женщин.
Как проходят занятия?
По воскресным дням. Пока аудитория собирается в ожидании урока, играет приятная музыка, звучат любимые песни. Затем начинается лекция, в конце которой всегда есть место общей молитве. Пожалуй, это самый важный и пронзительный момент, только представьте: сто человек, стоя, молятся и просят Вс-вышнего, при этом звучит прекрасное акапельное исполнение песни «Авину Малкейну». Меня всегда в этот момент пронизывает невероятный трепет, чувствую, что эта общая молитва обязательно достигнет небес. Затем мы все приступаем к кошерному фуршету, а перед ним произносим брахот на еду. Это тоже очень важно, ведь некоторые женщины, которые к нам приходят, до этого никогда раньше не делали ничего подобного.
Недавно мне пришла идея опробовать новый формат урока – я организовала лекцию в ресторане «Местечко». Специально к этому мероприятию из Израиля прилетели раввин Наор Таоми, который является психологом по семейным вопросам, и ребецн Нелли Ядаева из организации «Йодей Бина». Послезанятия все женщины имели возможность тет-а-тет задать раввину вопросы личного характера, для них это было очень важно. Было столько желающих, что урок проходил в два дня.
Каково влияние уроков Торы на дальнейшую жизнь еврейских семей? Какой отклик вы получаете?
После уроков мне часто звонят, задают дополнительные вопросы о том, как соблюдать, уточняют нюансы. Меня это всегда очень радует – значит, все было не зря. На моих глазах с людьми происходят настоящие перевоплощения: тот, кто еще вчера даже не ходил в синагогу – начинает соблюдать Йом Кипур, омывать руки и произносить брахоты. Все это благодаря нашим урокам.
Я знаю, что вы организовываете и выездные мероприятия. Расскажите об этом.
Для меня большое личное значение имеют посещения могил праведников на земле Израиля, которые мы организовываем. Это всегда особые поездки. Однажды мне посчастливилось создать поездку группы из Америки для сорока человек! Это было что-то невероятное. Люди впервые оказались в подобных местах и были глубоко впечатлены. Однако, многие, приезжая в Израиль к могилам праведников или в другие святые места, сталкиваются с трудностями навигации и перевода. Это особенно касается тех, кто не владеет ивритом. Поэтому совсем скоро должна выйти в свет книга, которая так и называется «Путеводитель по святым местам Израиля». Книга, которой нет аналогов на русском языке. Я и раввин Алекс Артовский долго и кропотливо над ней работали. Кроме особенностей навигации и логистики, она включает в себя тексты обязательных молитв и правила поведения в святых местах.
Почему для вас это важно – давать уроки, организовывать религиозные мероприятия?
Это моя внутренняя потребность. Я верю, что только богобоязненность и вера во Вс-вышнего может уберечь наших детей от необдуманных поступков. А чтобы воспитать их в таком ключе и привить еврейские традиции – то, на чем до сих пор держится еврейский народ – нужны женские знания и женская вера. Только мы – женщины – способны сохранять семейный очаг и поддерживать в нем тепло. В этом я стараюсь помочь всем, кто приходит на мои лекции. Пользуясь случаем, хотелось бы пригласить всех желающих на мои уроки. Я всегда открыта и рада общению. И безмерно благодарю тех, кто постоянно приходит ко мне, оставляя в воскресный день свою семью ради уроков Торы.
Вы пишете для журнала «Москва-Тель-Авив». Какие темы поднимаете в своей колонке?
Когда я начинала писать для журнала, передо мной стояла непростая задача: журнал светский, читают егоне только евреи. Поэтому, поразмыслив, я выбрала темы, бл
изкие всем. Я пишу, прежде всего, о человеческих качествах, чувствах – любви и ненависти, зависти и жажде наживы, – о том, что в каждом из нас есть как положительные, так и отрицательные стороны, однако, над вторыми надо много и упорно работать.
У вас большая семья – трое детей. Как удается совмещать активную религиозную деятельность, проекты, мероприятия с тем, чтобы успевать уделить время семье?
Это в моей жизни самое сложное – все успеть. Скажу честно, я всегда испытываю чувство вины, как по отношению к семье, так и по отношению к своей работе. Часто думаю, что что-то не додала детям или мужу, либо, наоборот, не успела организовать мероприятие, отменила встречу из-за семейных дел и непредвиденных поездок. Однако, я так устроена, что уже не могу без своих уроков. А семья старается меня понять.
Беседовала Лера Башей
Привет. Меня зовут Патричия и мне 22 года. Я ни еврейка но хочу изучать тору. Возможно ли это? Жду ответа.